9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл ее, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Л.Н. Толстого)


В тексте Л.Н. Толстого продемонстрирован переломный момент в жизни рассказчика Иртеньева. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить так: переживания Иртеньева после провала экзамена привели его к осознанию, что нужно было серьезно относиться к подготовке к экзамену, а также к пониманию, что он сам, а не кто-то другой виноват в той неудаче, которая произошла. Только спустя три дня отчаянных слез Иртеньев вынес из произошедшей ситуации важные для дальнейшей жизни уроки, осознав неправильность своего поведения.

Доказательства к данным размышлениям можно найти в прочитанном тексте.


Во-первых, автор показывает, что Иртеньев несерьезно относился как к самому экзамену, так и к подготовке к нему. Рассказчик сам признавался, что находился в «каком-то странном тумане», «не отдавая себе ясного отчета» в происходящем. Находясь среди однокурсников перед дверями, за которыми проходит экзамен, Иртеньев был «рассеян и равнодушен», он «хладнокровно» наблюдал за экзаменующимися, даже подтрунивал над однокурсниками и давал обещание после экзамена направиться в трактир для перекуса. Рассказчик признается, что, даже когда он подходил к столу принимавшего экзамен, он был «весьма хладнокровным». Уже после проваленного экзамена и после трехдневных переживаний и рассуждений Иртеньев понял, что неправильно относился к подготовке к экзамену, что не нужно было так несерьезно относиться к нему, что нужно было послушать себя тогда, когда перед экзаменом внутри возникала мысль, что «надо переменить что-то в своих убеждениях».

Во-вторых, автор показывает, что, возвратившись домой после проваленного экзамена, Иртеньев сначала не вынес из случившегося никакого урока. Герой признается, что тогда он был несчастлив, что его оскорбили и унизили, что он на протяжении всех трех дней много плакал, «находя наслаждение в слезах». В тексте подчеркивается, что Иртеньев еще не осознавал, что причиной его неудачи был он сам с его несерьезным отношением к экзамену. Рассказчик признавался, что тогда в своей неудаче он делал попытки обвинить кого-нибудь другого. Под его ропот попали и профессора, и товарищи, и даже отец. Он считал виновным даже на провидение, которое «допустило дожить до такого позора». Рассказчик думал, что вина лежит на ком-то другом, и этот кто-то привел его к страданиям нарочно. Читатель понимает: когда у Иртеньева была «минута раскаяния и морального порыва», он сожалел не только о том, что он несерьезно относился к подготовке к экзамену, но и о том, что он пытался обвинить других в собственных неудачах, что он не понял, что вина провала на экзамене лежала ни на ком ином, кроме него самого, что после случившегося он долго не мог вынести из этого никакого урока.

Подводя итог ко всему сказанному, можно отметить, что предложенная для анализа фраза из текста Л.Н. Толстого подчеркивает раскаяние рассказчика Иртеньева в несерьезности подготовки к экзамену и в попытке обвинить в неудаче всех, кроме себя.




Вариант 5 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик
  • 9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Л.Н. Толстого)