9.2. «Я им рассказывал то самое, что бывает в Москве весной света, как сейчас, и никто из них не догадывался, что моя волшебная Дриандия находится тут же, в Москве, и что так скоро за эту Дриандию мы все пойдем на войну» (по тексту М.М. Пришвина)


Текст М.М. Пришвина завершается тем, что рассказчик признается, что описывал Дриандию, которая находится там же, в Москве, которую вскоре придется защищать от врага. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: то волшебное место Дриандия, о котором говорит рассказчик и которым восхищались окружающие его дети, на самом деле имело много общего с московской обстановкой того времени. Описывая особенности вечерней и чуть морозной Москвы и скрывая ее за наименованием Дриандия, рассказчик выражал мысль о том, что за такое необычное и даже волшебное место, как Родина, во время приближающейся войны нужно бороться совместными усилиями.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Во-первых, сходство описания волшебной Дриандии и реальной Москвы видно в предложениях 50-51. Рассказчик, повествуя ребятам о Дриандии, дает ей следующие характеристики: «не лето и не зима», «всегда весна света», «лед под ногами хрустит, иногда проваливается», «небо такое голубое, светлое», «голубые звезды вечером не показываются», вечером «везде в окнах загораются разноцветные лампочки». Все данные характеристики находят отражение и в авторском описании московской обстановки. В предложении 8 говорится об отсутствии в вечерней Москве «голубых вечерних звезд», об остающемся голубым небе, которое «медленно синело». В предложении 5 говорится о той самой «весне света», когда есть холод, который способствует тому, что лужи быстро замерзают, однако мороз не такой сильный, чтобы твердо стоять на льду. В предложении 36 говорится о «больших матовых электрических фонарях», которые светили на улице. Все эти сходства указывают на то, что рассказчик описывал далеко не несуществующую Дриандию, а родную Москву.

Во-вторых, рассказчик, повествуя о волшебной Дриандии, рождает у детей чувство восторга. Давая Дриандии московские черты, герой тем самым способствовал развитию у детей любви к Родине. Рассказчик неслучайно говорит о том, что Дриандия – это «страна вольных сванов», «людей не очень больших ростом, но сильно вооруженных». В предложении 48 показано, как рассказчик объясняет вооруженность жителей Дриандии необходимостью «охранять от врагов свою родину». Чувствуя приближение войны, рассказчик воспламеняет у детей необходимое в эти сложные времена чувство патриотизма. В предложениях 44-46 показано, как рассказчик дает жителям волшебного места следующую характеристику: «во всем помогают друг другу». Рассказчик выражает мысль о необходимости в военное время быть сплоченными, поскольку это поможет победить врага.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста М.М. Пришвина подчеркивает, что через описание волшебной Дриандии, которая имеет много общего с реальной Москвой, рассказчик развивал у детей чувство патриотизма и говорил о необходимости быть сплоченными, поскольку понимал, что война наступит совсем скоро.




Вариант 8 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Образное сравнение состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности. Сравниваемые предметы не идентичны, они только чем-то напоминают друг друга. Констатация их частичного тождества дает новое восприятие предмета» - А.Н. Мороховский
  • 9.3. Зачем человеку нужно воображение? (по тексту М.М. Пришвина)