9.2. «Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел!» (по тексту В.П. Крапивина)


Ближе к финалу предложенного текста (предложения 65-66) звучат следующие слова: «Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел!». Данная фраза несет в себе важную мысль: рассказчик, который оказался втянут более влиятельными одноклассниками в процесс наказания Турунчика, в один момент осознал, что поступает неправильно. Рассказчик, который и перед этим ощущает чувства стыда и дискомфорта, полностью осознает, что его поведение гнусно и подло. Герой радуется тому, что из-за Игоря Яшкина, который помешал издевательствам над Турунчиком, он не успел ударить Турунчика велосипедной камерой, как это делали другие ребята.

Для доказательства данной точки зрения можно обратиться к самому тексту В.П. Крапивина.


Так как первая часть предложенного высказывания указывает на то, что рассказчик «словно очнулся», значит, было и такое состояние, которое походило на сон. В предложениях 19 и 30 говорится о том, что одноклассники решили после уроков наказать Турунчика в форме избиения, что в «бригаде» по «исполнению приговора» оказался и рассказчик. Автор текста, раскрывая образ рассказчика, говорит о том, что он не противился данному решению и даже обрадовался ему. В тексте подчеркивается мысль о том, что рассказчик не хотел быть «белой вороной», не хотел идти против всего коллектива, поэтому пытался делать все, что делали другие. Рассказчик подчеркивает роль коллектива в жизни человека, неслучайно говоря о том, что для всего коллектива нужно общее дело, а если такого не находится, то коллектив ищет общего врага (предложения 17-18).

Когда в тексте описывается то, как Турунчика ведут на место «наказания», автор дает и описание состояния рассказчика, который признается: «Я держался в сторонке, ощущая незнакомое до той поры замирание: смесь боязни и стыдливого сладковатого любопытства». Когда велосипедная камера стала передаваться из рук в руки, чтобы ею били Турунчика, рассказчик чувствовал следующее: «Понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее». Автор подчеркивает, что рассказчику было некомфортно находиться в компании людей, которые издевались над Турунчиком, однако, помимо этого состояния, рассказчик и чувствовал любопытство. Здесь подчеркивается двоякое отношение рассказчика к происходящему, неслучайно говорится о том, что герой, которого «обволакивала обморочная слабость», пытался внушить самому себе, что Турунчик виноват и заслуживает наказания. Автор показывает, что двоякое отношение сменяется только тогда, когда на месте «наказания» появился Игорь Яшкин. Рассказчик понимает, что был неправ, что бить Турунчика было неправильным.

Подводя итоги, можно сказать о том, что у рассказчика, который оказался под давлением коллектива, были двоякие ощущения относительно «наказания» Турунчика, и лишь в один определенный момент рассказчик осознал, что его поступки были безнравственными, и обрадовался тому, что не успел причинить вред Турунчику собственными руками.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Знаки препинания помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства» - Г.Г. Граник
  • 9.3. Почему важно уметь признавать свои ошибки? (по тексту В.П. Крапивина)