«Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж...» (по тексту Гранина)


Как воспринимает окружающий мир ребенок? В чем особенности детского восприятия действительности? На эти вопросы отвечает в своем тексте советский и российский писатель Д.А. Гранин.

Проблема детского восприятия мира раскрывается через размышления и воспоминания рассказчика.

Наблюдая за мальчиком, который долгое время стоял у окна поезда и «неотрывно» смотрел в него, «прилипнув к стеклу», рассказчик с удивлением задавался вопросами, что же он там высматривает и как ему это не надоело. Автор текста показывает, что мальчик смотрел в окно, наблюдая за всем происходящим, с таким интересом, словно смотрел на экран телевизора, этим он отличался от взрослых, которые воспринимали происходящее за окном как «бессюжетное зрелище».

Рассуждения рассказчика о мальчике, с помощью которых раскрывается поднятая проблема, дополняются его воспоминаниями о самом себе. Рассказчик вспомнил, с какой жадностью он стоял у окон поездов, «завороженный мельканием путевых картин». В детском возрасте рассказчик представлял себя то путешественником, то охотником и одновременно медведем, то журавлем, шагающим по болоту. Автор показывает, что дети воспринимают окружающий мир с помощью воображения.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: ребенок с особым интересом наблюдается за окружающим миром, открывая его при помощи воображения.

Трудно не согласиться с автором текста. Действительно, детям интересно наблюдать за тем, что их окружает, с помощью фантазии они готовы познавать даже самые незначительные явления, обращая внимание на мельчайшие детали. Данная мысль находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В рассказе И.А. Бунина «Цифры» особое внимание уделяется раскрытию мира мальчика Жени. Конфликт между ним и дядей завязывается по той причине, что Женя хочет научиться писать и считать. Автор показывает, что Женя является любознательным ребенком, который имеет искреннее стремление познать то, что еще не изведано. Если дядя не воспринимает желание Жени изучать цифры серьезно, поскольку смотрит на ситуацию глазами уже взрослого человека, который не видит в цифрах ничего особенного, то мальчик сталкивается с настоящими трудностями, когда изучение цифр становится невозможным. Противопоставляя мир взрослых миру ребенка, И.А. Бунин показывает, что детям свойственен большой интерес к окружающему миру.

Поднятая в тексте проблема находит отражение в одном из рассказов, входящих в сборник Ю.С. Аракчеева «Джунгли во дворе». Рассказчик вспоминает, как в детские годы после прочтения книги о Карике и Вале, которые, выпив розовую жидкость, уменьшились в размерах и стали путешествовать по «зеленой стране», он стал мысленно представлять себя на месте Карика и Вали. Автор показывает, что восприятие ребенком окружающего мира во многом происходит благодаря воображению.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что ребенок воспринимает окружающий мир с особым интересом, пользуясь воображением.

С полным текстом Д.А. Гранина можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Среди оборванных старух, стариков и детей особенно странно выглядели на этой дороге молодые женщины...» (по тексту Симонова)
  • «Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич...» (по тексту Соллогуба)
  • «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!..» (по тексту Чехова)
  • «Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне...» (по тексту Паустовского)