«Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом...» (по тексту Куприна)
Поднятая в предложенном для анализа тексте проблема отношения людей с тонкой душевной организацией к жизни раскрывается А.И. Куприным при помощи рассуждений об Антоне Павловиче Чехове.
Автор подчеркивает, что А.П. Чехов с особым трепетом относился к своему саду, росшему на ялтинской даче. Такое неравнодушное отношение к саду сам Антон Павлович аргументировал тем, что именно он из «пустыря и нелепых оврагов» сделал «красивое место». Он по-настоящему гордился тем, что в условиях «ужаса и темноты современных будней», когда он «страдал от пошлостей, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости», ему удалось хотя бы чуть-чуть изменить мир к лучшему.
А.И. Куприн отмечал, что писатель считал, что спустя несколько сотен лет «вся земля обратится в цветущий сад», подобный тому, что был создан А.П. Чеховым. Автор подчеркивает, что такой «тонкой, прелестной и чувствительной душе», как А.П. Чехов, была свойственна «мысль о красоте грядущей жизни».
С помощью рассуждений о мировоззрении и деятельных поступках А.П. Чехова автор выражает свою позицию: люди с тонкой душевной организацией душой испытывают противоположные эмоции, поскольку они тяготятся пошлостью и дикостью окружающего мира и одновременно мечтают о грядущей счастливой жизни, к которой придут последующие поколения.
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, на протяжении всего существования человечества людей с чувствительной душой не устраивала современная им действительность, наполненная различными общественным пороками, они задумывались о том, что не им, но их потомкам удастся прийти к счастливой жизни. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» раскрываются образы «новых людей» Веры Розальской, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова, которые стремятся к «светлому и прекрасному» будущему. Автор показывает, что «новые люди» тяготятся существующими общественными условиями, где дикость, насилие и пошлость – обыденные явления, поэтому они стараются сделать хотя бы один шаг навстречу «светлому и прекрасному» будущему. Наличие в повествовании образа Рахметова как «особенного человека» позволяет сказать о том, что «новые люди» стремятся к «светлому и прекрасному будущему», при этом понимая, что не они станут его свидетелями, что до него дойдут лишь последующие поколения. Автор показывает, что «новые люди» мечтают о грядущей, хотя и чужой светлой жизни.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Лариса Огудалова – девушка с чувствительной душой. Она искренне мечтает о совместном счастье с Паратовым, в которого она влюблена. Ларису Огудалову тяготят существующие общественные предрассудки, так как она не может обрести счастье из-за того, что является бесприданницей. Героиня мечтает о лучшем для всего общества будущем, хотя и понимает, что ей не суждено стать частью этого лучшего будущего.
Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что люди с тонкой душевной организацией, с одной стороны, тяготятся несправедливостью современных реалий, с другой стороны, мечтают о грядущем, хотя и не о своем счастье.
С полным текстом А.И. Куприн можно ознакомиться по ссылке.