«Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность» - учебник русского языка


В одном из учебников русского языка есть следующее высказывание: «Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность». О чем же здесь говорится? Попробуем раскрыть смысл данного утверждения.

Под сравнением принято понимать лексическое средство выразительности, троп, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Сравнение как специальное изобразительно-выразительное средство языка используется для усиления образности текста, для создания ярких образов, для выделения и подчеркивания существенных признаков изображаемого, для выражения авторских чувств, эмоций, оценок и отношений. В русском языке существуют такие сравнения, которые употребляются очень часто, от чего образность сравнения снизилась или вовсе утратилась. Такие шаблонные, часто используемые сравнения не говорят об особой выразительности высказывания. Необычные, оригинальные, нестандартные, редко употребляющиеся сравнения, с помощью которых автор высказывания обращает читательское внимание на мельчайшие особенности описываемого, делают текст более выразительным. Чем сложнее, новее, своеобразнее, непривычнее, креативнее, причудливее, страннее, диковиннее сравнение, тем поэтичнее высказывание. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту В.П. Астафьева.


Во-первых, проанализируем предложение 8, в котором наблюдается сравнение «болтающейся» шейки умершего коростеля с «прихваченным морозом листом». Сравнение, используемое автором, нельзя назвать общеупотребительным, оно не встречается ни в одном другом художественном тексте. Оригинальность и своеобразность сравнения делают высказывание более выразительным, с его помощью автор акцентирует читательское внимание на шейке птицы, которую «сдуру загубил» юный рассказчик. Шейка коростеля «болтается», как еще висящий на деревне лист, погубленный внезапным морозом. Сравнение «болтающейся» шейки птицы с умирающим листом, который ожидает падения с дерева, символизирующего смерть и финал жизни, подчеркивает преждевременную, ничем не оправданную гибель коростеля.

Во-вторых, рассмотрим предложение 4: «От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт». Здесь «мальчишка» сравнивается с гончей собакой. Такое сравнение не является общеупотребительным и шаблонным, оно используется в художественных текстах не так часто. С помощью такого тропа подчеркивается то, что юный рассказчик в момент погони за увиденным коростелем не думал ни о чем, кроме как о том, чтобы поймать птицу, которая для него стала своеобразной «добычей». Скорость без анализа последствий своего поступка – это то, что движило молодым рассказчиком. Сравнение с собакой в целом также подчеркивает еще не до конца сформированные представления героя о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости высказывания, гласящего о том, что яркие, необычные, редко употребляющиеся, лишенные шаблонности сравнения придают высказыванию выразительность и «особую поэтичность».




Вариант 26 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?» (по тексту В.П. Астафьева)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова жестокость? (по тексту В.П. Астафьева)