9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник


Высказывание Г.Г. Граник, смысл которого заключается в том, что знаки препинания возможностей имеют даже больше, чем слова, можно объяснить следующим образом: знаки препинания выполняют смысловую функцию, передавая тот или иной смысл, который весьма сложно передать только словами. Чтобы передать смысл высказывания, нужно определенное строение. С помощью знаков препинания можно акцентировать внимание на том, что важно автору и на что он хотел обратить читательское внимание. Посредством пунктуационных знаков выражаются интонационные особенности. Чтобы удостовериться в этом, можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.

Рассмотрим предложения 1, 10, 12, 16, 25, 29, 34. Все эти предложения являются вопросительными. То, что весь текст начинается с вопроса Генки, адресованного отцу («Папа, ты в отпуске или в командировке?»), неслучайно. Уже здесь видно, что Генка хочет пообщаться со своим нечасто появляющимся дома из-за работы отцом, по которому он соскучился. После того как отец объяснил, почему находится в отпуске, спросив, ясно ли ему, Генка ответил «Ясно» и тут же начал задавать другие вопросы: «А как там без тебя? Справятся там?». Автор вновь показывает, что недолгого общения и однозначного ответа Генке мало, он хочет побеседовать с отцом, провести с ним вместе время. После отцовского ответа Генка вновь задает вопрос, который совершенно не связан с прошлой темой: «А тайга какая?». Генка не хочет завершать разговор с отцом, поэтому он предпринимает еще одну попытку разговорить его, вывести на интересную беседу. Слова отца «Там ты хоть человеком станешь» обижают Генку, на что указывает то, что он пытается доказать отцу, что учеба также сложна, как и работа, что она даже труднее; однако адресованный после той фразы вопрос «А сейчас я кто?» вновь демонстрирует желание Генки поговорить с отцом хотя бы на такую тему. На это указывает и следующий вопрос мальчика: «А когда человек человеком делается?». Такое большое количество вопросительных предложений в речи Генки подчеркивают основную мысль текста: мальчик безумно хочет, чтобы его отношения с отцом были близкими и доверительными, чтобы они чаще проводили время вместе.


Теперь рассмотрим предложения 44-48. С вопроса отца, адресованного Генке, начинается его возмущение: «Что это за порядок?». Отец негодует по поводу того, что его сын, приходя со школы, садится не за уроки, а за «книжку про шпионов». Автор показывает, что отец, не понимая Генку, который нуждается во внимании и понимании, совершенно не осознает, что значит – быть родителем. Герой лишь «играет» в родителя, подтверждая стереотип о том, что родительская забота проявляется только в назиданиях и поучениях. В предложении 46 показано, что отец даже не знает, берет ли Генка в руки учебник или нет, однако его восклицательная интонация подчеркивает его негодование и уверенность в том, что он прав. Герой останавливает свои мысли фразой «И вообще…», многоточие показывает, что Генкин отец хочет сменить тему. И действительно, он адресует своему сыну, восклицая: «Ну-ка, показывай дневник!». Восклицательная интонация показывает, что отец обращает внимание лишь на проверку дневника, не давая сыну шанса пообщаться по душам и повеселиться с ним.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о справедливости высказывания Г.Г. Граник о том, что посредством знаков препинания смысл нередко передается даже больше, чем посредством слов.




Вариант 32 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «И казалось Генке, что там, вдвоем с отцом, они будут ближе друг другу» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Почему людям важно понимать друг друга? (по тексту В.П. Крапивина)