9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник


Г.Г. Граник утверждал: «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Действительно, знаки препинания, которые синтаксически оформляют высказывание, помимо основной функции разделения или выделения отрезков высказывания, выполняют и смысловую функцию, так как строение определенного высказывания требует определенную синтаксическую конструкцию с определенными знаками препинания. Желая передать определенный смысл, человек пользуется тем или иным знаком препинания; если же он хочет переосмыслить высказывание, то он меняет знак препинания на нужный, способный передать смысл высказывания. При помощи знаков препинания в высказывании акцентируется внимание на отдельных словах и сочетаниях слов, что позволяет передать главную информацию и обратить на нее читательское внимание. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту В.П. Крапивина.


Во-первых, проанализируем предложения №5-8. Отвечая на вопрос сына, отец говорит так: «Я разбил месячный отпуск на три части. И еще взял неделю без сохранения содержания. То есть без денег. Ясно?». Данное высказывание, состоящее из 4 предложений, можно было бы оформить как одно предложение, однако разделение высказывания точкой выполняет смысловую функцию. Точка, членящая высказывание, помогает передать нужный смысл. Несмотря на то что в самом тексте говорится о том, что отец давал сыну объяснение «четкими, раздельными словами», это было бы понятно и без данного описания. Можно было без специальных лексических средств, только с помощью точек, членящих высказывание, передать желание отца разделить свое объяснение на несколько частей, чтобы смысл каждой был максимально понят Генкой. Кроме того, автор, используя такой синтаксический прием, как парцелляцию, показывает довольно резкое обращение отца к сыну, его нежелание подробно объяснять причины, по которым он вновь находится в отпуске. С помощью нескольких частей высказывания, которые графически выделены как самостоятельные предложения, подчеркивается существующая во взаимоотношениях между Генкой и отцом отдаленность.

Во-вторых, рассмотрим предложение №37. Несогласный с отцом в том, что учение не является «нужным делом», Генка пытается доказать, что учеба еще труднее, чем работа: «С работы пришел – и отдыхай». С помощью тире акцент направлен на второе действие, выраженное глаголов «отдыхай». Генке было важно показать, что человек, пришедший с работы, имеет возможность отдыхать, чего лишены, по его мнению, школьники, которые, приходя со школы, садятся выполнять домашнее задание. Разделяя высказывание, тире помогает передать нужный смысл.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно сделать следующий вывод: известный лингвист Г.Г. Граник был прав, говоря о том, что часто с помощью знаков препинания смысл передается даже больше, чем с помощью слов.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 36 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «И казалось Генке, что там, вдвоём с отцом, они будут ближе друг другу» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова взаимопонимание? (по тексту В.П. Крапивина)