«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» - К.Г. Паустовский


К.Г. Паустовский знаки препинания сравнивал с нотными знаками, отмечая, что они «твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Знаки препинания выполняют в тексте важные функции: с их помощью разделяются или выделяются слова, словосочетания, части предложений, предложения, смысловые отрезки текста. С их помощью происходит разделение текста на предложения с указанием на степень законченности, на эмоциональную окраску и др., указываются отношения между частями одного предложения и др. Они выражают особенности интонации, которые помогают в выражении мысли. В письменной речи передача мысли одними словами весьма проблематична, пунктуационные знаки помогают в этом. Если в устной речи многое передается через интонацию и невербальные средства общения, то в письменной речи выражение смысла и внесение дополнительных оттенков значения происходит посредством знаков препинания. Они выполняют не только грамматическую, но и смысловую функцию. Чтение сплошного, безпунктуационного текста лишает человека возможности полностью понять смысл высказывания, обратить внимание на конкретные языковые явления, в которых выражена важная мысль. Чтобы удостовериться в этом, обратимся к тексту Д.А. Алавидзе.


Во-первых, рассмотрим предложение 1. Здесь посредством знаков препинания разделяются словосочетания и части предложения, они делают текст понятным к прочтению. Если представить данное предложение без каких-либо знаков препинания, то можно отметить, что смысл будет искажен, до конца не понят или вовсе потерян. Пунктуационные знаки помогают читателю отделить границы смысловых частей предложения. В особенности стоит отметить, что тире отделяют рассуждение о детском воспоминании от образного сравнения с ловлей угря («что угорь в воде, руками ловишь-ловишь за скользкий хвост, проклянешь все на свете, но так и остаются только неясные тени»), без них трудно было бы понять, о чем вообще говорит автор.

Во-вторых, проанализируем предложения 12-17, в которых перечислены все вопросы, на которые при гостях давала ответы рассказчица, интересующаяся наукой. Автор неслучайно помещает в текст целых 6 вопросительных предложений. О том, что рассказчица отвечала на эти «важные вопросы», можно было сказать и при помощи такого построения предложения, в которых вопросы носили бы повествовательный, а не вопросительный характер. Однако с помощью вопросительных по цели высказывания предложений автор обращает на них читательское внимание, так как они тесно связаны с проблемой любознательности, которая находится в тексте в центре повествования.

Таким образом, можно прийти к выводу о справедливости высказывания о том, что знаки препинания позволяют тексту «держаться» и «не рассыпаться», поскольку они выполняют важные функции, не только грамматические, но и смысловые.




Вариант 29 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «– Ну ты же понимаешь, что даже в науке самое главное не это? Не задачки и не вычисления. – А что же тогда? – Любопытство» (по тексту Д.А. Алавидзе)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова любознательность? (по тексту Д.А. Алавидзе)