9.1. «Знаки препинания помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства» - Г.Г. Граник


С высказыванием Г.Г. Граника о том, что знаки препинания способствуют выражению смысла, нельзя не согласиться.

Пунктуационные знаки выражают отношения между синтаксическими единицами, то есть выполняют грамматическую функцию. Помимо нее, знаки препинания выполняют смысловую функцию. Передать смысл всего высказывания сложно только словами, к ним на помощь приходят знаки препинания. Это значит, что знаки препинания имеют возможность выражать различные оттенки значений. С помощью них выражаются интонационные особенности, которые так или иначе раскрывают чувства тех, о ком идет речь, или чувства самого автора высказывания. Когда автор используют нетрадиционные знаки препинания, он таким образом привлекает внимание читателей, акцентирует внимание на какой-то конкретной детали, показывая ее значение.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.


Предложения 14-15 выглядят следующим образом: «Конечно, он беспомощно мигал и бормотал: – Да вы чего… я никому… Меня даже не спрашивали…». Во-первых, здесь используются знаки препинания, свойственные прямой речи: двоеточия и тире, начинающее высказывание героя. Это позволяет точно передать все то, о чем говорил Турунчик. Во-вторых, в двух предложениях три раза используются многоточия. Это указывает на то, что Турунчик даже не ожидал, что его обвинят в том, что он наябедничал. Использованное многоточие помогает в раскрытии образа «робкого и безответного» (предложение 13) мальчика. Турунчик настолько «безответный», что даже не может подобрать нужные слова, чтобы оправдать себя и доказать свою невиновность. Он боится пойти против Кима Блескунова, который «верховодил всюду», и против всего класса. Многоточия показывают страх Турунчика, который выражается тем, что герой даже не может четко и уверенно выразить свои мысли.

Интересны предложения 52-53: «Меня обволакивала обморочная слабость. Но – вот ведь какая гнусность! – я тоже… хотел». Данные предложения построены с помощью приема антитезы: несмотря на то что рассказчику было некомфортно от того, что Турунчика били ребята, он тоже хотел сделать это. С помощью двух тире рассказчик, которому и принадлежит данная фраза, акцентирует внимание читателей на фразе «вот ведь какая гнусность». Это, а также использование восклицательного знака в данной вводной конструкции помогает рассказчику выразить свое отношению к тому, что он хотел сделать. Использование многоточия в конструкции «я тоже… хотел» говорит о том, что рассказчик хотел побить Турунчика только в тот момент, что на момент речи, уже после всего произошедшего, это желание отсутствует. Многоточие помогает продемонстрировать чувства героя, который сожалеет о том, что хотел совершить безнравственный поступок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что знаки препинания помогают передать различные оттенки значений, передать чувства и эмоции автора высказывания или другого человека, о котором в высказывании идет речь, помогает акцентировать внимание читателей на важных деталях.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 16 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел!» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. Почему важно уметь признавать свои ошибки? (по тексту В.П. Крапивина)