«13 подвиг Геракла» - краткое содержание (пересказ)


Главный герой, ученик 5 класса начинает рассуждение о великих математиках. Он считает, что эти люди чаще всего талантливы, но имеют слабый характер и плохо одеваются. К этой характеристике на подходил преподаватель, который работал в его школе. Звали математика Харлампий Диогенович.

При нем была установлена образцовая дисциплина. Никто не мог шевельнуться на уроке, не то, чтобы сбежать, как делали это школьники на уроке пения. Поблизости располагался стадион, который притягивал к себе учеников. Директор даже обращался о переносе стадиона подальше от школы, но власти лишь заменили ограждение на более крепкое и высокое. Сбежать же с математики было немыслимо, как сбить шляпу с директора. Но иногда на уроке тишина прерывалась смехом, причем организатором общего веселья был сам учитель. Например, какой-либо ученик опоздал на полсекунды, а Харлампий Диогенович уже был на пороге. В этом случае учитель, кланяясь, пропускал ученика перед собой, говоря при этом, что, какое же счастье, что данное лицо посетило класс. Пока, весь красный от стыда, опоздавший шел к своему месту, математик произносил: «Принц Уэльский!» Весь класс смеялся.

Потом начинался урок, и все смолкали. На контрольной работе учитель не следил за учениками, так как сразу же угадывал списанную работу. Если же Харлампий Диогенович замечал, что кто-то пытается подсмотреть у товарища, высмеивал его. Например, говорил, что ученик — черный лебедь, который вытягивает шею, стараясь списать.

Однажды главный герой также был высмеян за свой поступок. Домашним заданием была трудная задачка про артиллерийский снаряд. Ответ, который ученик получил, не совпадал с ответами из задачника, поэтому он подумал, что составители допустили ошибку. Сомнения не давали ему покоя, и он отправился на уроки пораньше. Поинтересовался у одного из игравших в футбол о решении. Оказалось, что тот тоже не смог подобрать правильный ответ. Мальчишка успокоился и включился в игру.

Перед самым звонком он все-таки поинтересовался у отличника, решил ли тот задачу. Сахаров ответил, что задача была легкая, и тот быстро нашел ответ, который совпал с задачником. Оказалось, задачку решил даже тихоня Адольф Комаров. Рассказчик начинает волноваться, он понимает, что учитель заметил его неготовность к уроку и теперь обязательно вызовет к доске.


Неожиданно в класс заглядывает врач и медсестра, которые ищут 5 «а», для того чтобы сделать детям прививки. У мальчишки мгновенно зарождается идея спасения. Он, наглея, отпрашивается у учителя, чтобы показать, где находится 5 «а». Во время разговора с врачом рассказчик начинает лгать, убеждая его, что прививки в первую очередь нужно поставить их классу, 5 «б», так как потом учащиеся уйдут в музей.

Женщина-врач соглашается изменить планы и возвращается обратно в 5 «б». Недовольный Харлампий Диогенович пересаживается на парту и ждет, когда процедуры с инъекциями закончатся. Во время укола Алик Комаров бледнеет, рассказчик хочет вызвать скорую помощь, но вскоре мальчик приходит в себя и садится за парту. Уколы были сделаны, а до конца урока осталось несколько минут. В это время математик рассказывал поучительные истории.

Перебирая желтые четки, учитель начал притчу о том, что в Древней Греции жил человек, который захотел изменить историю. Геракл совершил 12 подвигов, а новый герой из трусости, хотел совершить 13 подвиг. Мальчик понимает, что, скорее всего, этот подвиг незначительный или даже подлый, потому что изменить события прошлого нельзя, тем более совершить подвиг, как когда-то Геракл.

И тут Харлампий Диогенович говорит, что сейчас спросит, зачем нужен был еще один подвиг. Ученик застывает от ужаса, опасность нависла над ним. Математик просит подойти к доске и разъяснить решение задачки. Бесстрашный малярик выходит и молчит. Учитель начинает ядовито высмеивать его. В результате герой ушел с урока опозоренным.

Спустя годы он стал понимать, что таким способом преподаватель учил детей жизни, он закалял их насмешкой и хотел, чтобы они в жизни ко всему относились с юмором.