«451 градус по Фаренгейту» - краткое содержание (пересказ)


Очаг и саламандра.

Действие романа происходят в недалеком будущем в Америке. Технический прогресс стремительно развивается. Люди живут в несгораемых домах полностью окруженные роботизированной техникой. По городу носятся на огромных скоростях машины, а под землей – сверхзвуковое метро.

Гай Монтег – тридцатипятилетний мужчина, который около пятнадцати лет работает пожарным. Его отец и дед занимались этим же, и он пошел по их стопам. Профессия пожарного претерпела изменения и теперь они не тушат дома, а сжигают книги. Литература в новом мире под запретом, так как заставляет людей думать и переживать, а это, по мнению власти, ни к чему хорошему не приводит. Гай любит свою работу и с удовольствием смотрит на языки пламени, которые поглощают очередную стопку неугодной литературы.

После своей смены по пути домой Монтег встречает новую соседку Клариссу Маклеллан. Эта юная девушка, отличающаяся странной белизной кожи и яркими, пытливыми глазами. Она начала расспрашивать Гая о его профессии и рассказывать о себе. Это немного смутило мужчину, и он подумал, что девушка эта очень странная.

Когда же Гай вернулся домой, то увидел на полу спальни пустой флакон от снотворного и свою жену, которая, наглотавшись таблеток решила покончить с собой. Он испугался и вызвал врачей, но вместо них приехали непонятные люди с двумя машинами, которые одновременно выкачивали яд из тела жены Монтега и закачивали ей новую, очищенную кров. После своей работы они уехали на новый вызов. На следующий день Милдред даже не вспомнила что было ночью и Гай решил, что она по ошибке выпила сразу весь пузырек таблеток.

Его отношения с женой трудно было назвать теплыми. Она все время ходила с вставленными в ухо «ракушками», которые беспрестанно транслировали музыку и рекламу. Она даже научилась читать по губам, чтобы их не снимать.

Вечером после работы Гай снова встречает у своего дома Клариссу, и они начинают беседовать. Она рассказывает о том, что не учится и ходит к психологу, потому что все вокруг считают ее странной. Девушка очень сильно отличалась от всех людей, с которыми Монтегу доводилось общаться. Она рассказала ему, что раньше пожарные тушили пожары, а не разжигали их и это заставило Гая задуматься.

После разговоров с Клариссой, Гай начал задумываться о своей жизни и работе. На очередной смене он спросил своего начальника Битти о том правда ли что пожарные раньше тушили пожары, а не поджигали дома с книгами. Брандмейстер попытался объяснить то, что их профессия очень древняя, а коллеги, недоумевая, дали Гаю почитать устав пожарных.

Вскоре раздался звон колокола, что означало новый вызов. Пожарные стремительно спустились и запрыгнув в машину отправились по адресу. Это был старенький домик, в котором находилась пожилая женщина. Обычно, по приезду пожарных, людей в жилищах уже не было и тогда они спокойно делали свою работу. Но эта женщина с укором смотрела на пожарных и не желала уходить. Когда Гай и его напарники доставляли все книги с чердака, он импульсивно схватил одну и спрятал у себя под формой. Потом они их облили керосином, чтобы сжечь, но женщина отказалась уходить. Гай никак не мог понять почему она хочет остаться. Женщина вышла на крыльцо и подожгла спичку, тем самым решив сгореть вместе со своими книгами и домом. Это событие поразило Монтега. Когда он вернулся домой, то понял, что больше не хочет работать пожарным.

На следующее утро Гай проснулся со смятением в душе. Он попытался поговорить с женой, но она его не понимала. Милдред включила огромные стены-экраны, на которых круглосуточно транслировались мыльные оперы и телешоу, и игнорировала мужа, говоря лишь то, что ему нужно идти на работу, чтобы заработать денег на новый четвертый экран.

Гай вспомнил, что спрятал книгу, которую вчера украл из дома пожилой женщины под подушку. Но тут раздался громкий предупреждающий сигнал, говорящий, что к дому кто-то подошел. Оказалось это приехал начальник Гая – брандмейстер Битти. Он зашел в комнату, сел на стул и начал разговаривать с Монтегом. Битти объяснил ему, что рано или поздно в душе каждого пожарного начинает происходить что-то подобное. Начальник сказал, что все проходили через это и что он сам некогда читал книги, но понял, что это занятие не приносит никакой пользы, лишь вред. Поэтому, уходя, Битти сказал, что если Гай украл книгу, то он может держать ее в течение суток у себя, а потом обязан сжечь. Таковы правила.

Когда начальник ушел, Монтег встал и, отодвинув вентиляционную решетку начал доставать свой «клад». На пол посыпались книги и Милдред, увидев на полу около двадцати экземпляров запрещенной литературы до ужаса испугалась. Гай начал просить ее почитать с ним, разобраться что же в этих книгах такого, что люди готовы умереть за них. Жена не разделяла его взгляды, и в страхе отшатнулась от него.


Сито и песок.

Гай весь день изучал украденные книги, читал. Но ничего не мог понять.

Тогда он вспомнил, что недавно, прогуливаясь по парку познакомился с мужчиной, старым профессором по имени Фабер и решил позвонить ему. После короткого разговора, Гай схватил книгу, которую прятал под подушкой и направился к метро. Всю дорогу до дома профессора он пытался почитать и понять хоть что-то, но постоянная реклама в метро его отвлекала и не выдержав, он встал и громко закричал. Испугавшиеся люди подумали, что он сошел с ума и начали звать кондуктора. Гай успел выпрыгнуть из вагона на станции и отправился к дому Фабера.

Профессор пытался объяснить Монтегу, что книги – это достояние нации, что они не могут нести зло и правительству выгодно, чтобы люди не думали ни о чем, не умели излагать свои мысли. Именно поэтому в мире столько развлечений, а жизнь стремительна, чтобы не было времени остановится и подумать. Люди перестали разговаривать друг с другом, замечать окружающую природу, наслаждаться спокойным течением времени. Вся жизнь проходит в непонятной скоростной гонке. Где нет времени для раздумий.

Фабер предлагает Гаю свое изобретение – маленький наушник, через который они могли бы общаться. Профессор говорит о том, что нужно менять мир и начать с самих пожарных – подкинуть запрещённые книги им в дом и дать сигнал. Он предлагает Гаю отправится на работу и поговорить с Битти, а он, послушав разговор решит, что делать дальше.

Когда Монтег приходит домой. То замечает, что Милдред как ни в чем не бывало сидит возле своих стен-экранов и с жадностью смотрит очередное шоу. Через некоторое время к ней заходят ее подруги, с которыми она собиралась посмотреть новую мыльную оперу. Гай, выключает экраны и предлагает женщинам просто поговорить. Гости в смятении от такого поведения. Одна говорит о том, что скоро будет война и ее муж отправился на фронт. Вторая о том, что у нее двое детей, которых она видит три раза в месяц и никогда не проявляет к ним должного внимания, отчего они ее ненавидят. Гай был в ужасе от услышанного, от того, что сидящие перед ним женщины бездушные и безнравственные особы. В ярости он хватает книгу и начинает читать стихотворение. Женщины от такого поведения приходят в недоумение и молча слушают его. Фабер кричит Гаю в наушник, что зря он это все затеял, ни к чему хорошему это не приведет. Тогда, пытаясь избежать неловкой ситуации Милдред обращает все в шутку и Гай ее поддерживает, сжигая том стихов. Он выгоняет бездушных дам из дома и отправляется на работу.

Монтег отдает Битти украденную книгу, и они со своей командой садятся играть в покер. Вскоре раздается сигнал, извещающий о новом деле. Пожарные садятся в машину и отправляются по новому адресу. Когда же они достигли место назначения, Гай с ужасом понимает, что они приехали к его дому.

Огонь горит ярко.

Дверь открывается и из нее выбегает напуганная Милдред, садится в такси и моментально исчезает. Гай услышал лишь, что она с грустью причитает о своих телевизионных экранах. Он понимает, что жена его сдала. Битти поворачивается к Монтегу и говорит о том, что подруги его супруги и она сама давно дали сигнал о том, что он хранит книги и предлагает Гаю самому сжечь свой дом. Зайдя в свое жилище, он видит на полу несколько книг, хотя помнит, что перепрятал их в саду. Без всякого сожаления пожарный начинает сжигать свой дом, свою прошлую жизнь и все что раньше было ему дорого.

После того как все было сделано, Битти говорит ему, что теперь он арестован. Мужчины начинают спорить, и начальник, ударив Гая, видит, как из его уха вылетает маленький наушник. Поняв, что Монтег действовал не один он говорит о том, что и его сообщнику скоро придет конец. Гай, не выдержав такого, в попытках защититься направляет струю огня на своего начальника и убивает его. Обезвредив остальную команду, он хватает спрятанные под кустом книги и пытается бежать. Только тут он замечает механического пса, который одним уколом может убить человека. Собака ранит его в ногу, но он успевает уничтожить ее. Поскольку нога Гая при каждом шаге отдается болью, он с большим трудом заставляет себя бежать.

Вскоре на место преступления съезжается полиция и другой отряд пожарных. По всюду летают геликоптеры, ищущие преступника. Не теряя надежды Монтег, отправляется прямиком к Фаберу. Профессор говорит ему о том, что возле реки проходит старая железная дорога, на которой можно встретить бродяг. Они смогут ему помочь. Быстро переодевшись в одежду профессора, потому что, новый механический пес уже бежит по его следу, Гай отправляется к реке.

В городе шумиха. Погоню за ним превратили в настоящее шоу. В последний момент Гаю удается убежать, и он отправляется в низ по течению реки. Когда его прибило к берегу, мужчина вышел и заметил в лесу костер. Подойдя, Гай с удивлением замечает, что огонь может не только жечь, но и дарить тепло. Сидящие у костра люди принимают его в свое общество и рассказываю, что все они – носители чудесных литературных произведений. Каждый их них знает какую-то одну книгу и когда-нибудь сможет поделиться своими знаниями с другими. Таких, как они очень много в разных уголках страны.

Они показывают Монтегу, что механический пес сбился со следа и вместо него, чтобы закончить шоу, на улицах ловят какого - то невинного мужчину.

Через некоторое время над городом проносятся реактивные самолеты и сбрасывают бомбы. Началась война. Которая уничтожила практически все. Гай представляет, как в отели умирает его жена и понимает, что ничего к ней не чувствует. Города исчезли, оставив после себя лишь пепел. Тогда мужчины во главе с Гаем решают отправиться вверх по реке, чтобы нести свою истину уцелевшему миру.