«Борис Годунов» - краткое содержание (пересказ)
Идёт девяносто восьмой год шестнадцатого века, 20 февраля. Князь Воротынский и князь Шуйский обсуждают создавшееся положение. Целый месяц Борис Годунов не выходит из монастыря, затворившись в нём с сестрой своей. Укрылся он от всего мирского, московский престол не желает принимать. Народное толкование нежелания Бориса царствовать — страх перед сиянием престола. А Борису и нужно объяснение в таком духе.
Царедворец Шуйский понимает, какую игру ведёт Годунов, предвидит дальнейших ход событий: народ какое-то время ещё будет стенать у стен монастыря, Борис для виду ещё слегка поломается, потом смилостивится и со смирением согласится взойти на престол. Иначе какой смысл в пролитой крови малолетнего царевича? Шуйский подразумевает виновность Годунова в гибели царевича Дмитрия.
По слову Шуйского всё и происходит. Толпа народа с воем падает ниц, моля Бориса принять царский венец. Борис ещё проявляет нерешительность, а затем выходит из монастырского затвора и изъявляет согласие на царство. При этом он преисполнен трепета и смирения.
Четыре года миновало с этого знаменательного события. Действие происходит в Чудовом монастыре. Среди ночи в келье бодрствует отец Пимен над последним летописным сказаньем. При нём находится Григорий, молодой инок. Он только что пробудился. Ему в третий раз снится «всё тот же сон». Григорий заводит беседу с Пименом, выражая недовольство монашеской жизнью, которую он ведёт с отрочества. То ли дело была молодость у Пимена! Он провёл её в ратных подвигах, видел свет.
Пимен возражает Григорию: настоящее блаженство он познал, когда Господь привёл его в монастырскую обитель. Инок интересуется, что знает честный отец о смерти царевича Дмитрия, который сейчас был бы одних с ним лет. Пимен в то время был в Угличе, и довелось ему быть свидетелем злого дела. Старик не сомневается, что Годунов цареубийца, возведение его на престол он рассматривает как огромное горе. Описанием этих трагических событий намерен завершить Пимен свою летопись. Продолжить её должен Григорий.
В палатах патриарха игумен Чудова монастыря ведёт речь о сбежавшем иноке Григории, который собрался царствовать. Патриарх решил царя не беспокоить этим известием, а Григория приказал изловить и отправить на Соловки для вечного покаяния.
Тем временем Годунов у себя в палатах занят беседой с кудесником. После неё государь мрачен, он предаётся размышлениям о своём царствовании, которое длится уже шестой год. Гадатели обещают ему благоденствие, но душа Бориса не знает счастья и радости. А мало ли он делал для довольства народа? Во время голода открыл свои житницы, дал им золота, погорельцам строил новые жилища. Но люди его лишь проклинали и считали виновным в их бедах. Борис полагает, что чернь ненавидит живого властителя, любит она только мёртвых. Но причина угнетённого состояния царя кроется в его нечистой совести.
А бывший инок Григорий Отрепьев уже на литовской границе. В мирской одежде сидит он в корчме. Компанию ему составляют два чернеца — Варлаам и Мисаил. Отрепьев выведывает у хозяйки, далеко ли до Литвы. Внезапно в корчме появляются приставы, они по царскому указу ищут беглого еретика Гришку Отрепьева. Его надобно поймать и повесить.
Григорий берётся читать указ и нарочно подменяет свои приметы в описании приметами Варлаама, которого приставы чуть было не повязали. Обман, однако, скоро обнаружили, и Отрепьеву пришлось спешно бежать через окно.
На ужине в доме князя Шуйского боярин Пушкин говорит об известии из Кракова, которое заслуживает внимания. Дмитрий, сын Иоанна Грозного, оказывается, жив, он был у короля, и ему обещана помощь. Шуйский понимает, что этот царевич всего-навсего самозванец, и народу знать об этом вовсе ни к чему.
У себя в палатах Годунов беседует с князем Шуйским. Борис узнаёт, что появился лжецаревич Дмитрий. Шуйский предостерегает царя: самозванец может возбудить народный бунт против государя. Годунов взволнован. Он допытывается у Шуйского, умер ли Дмитрий на самом деле. Князь даёт утвердительный ответ, и даже вспоминает, как тринадцать лет назад в Угличе три дня он посещал нетленное тело царевича, лежащее в соборе.
В польском городе Кракове, в доме Вишневицкого, идёт подготовка свержения царя Бориса. Для этого Григорий намерен заручиться литовской поддержкой русских сил. Отрепьев сулит патеру Черниковскому влияние Ватикана на русскую церковь, казакам он обещает подарить Дон, всем прочим сподвижникам — расплату Годунова за всё.
Дочь воеводы Мнишка очаровала Григория. Он встречается с ней в саду под покровом ночи. Отрепьев признаётся Марине, что он самозванец. Но её не прельщает любовь беглого инока, цель Марины — стать царицей. Гордая родовитая полячка возмущена, она грозит Отрепьеву раскрыть его обман. На это Григорий отвечал, что не боится её. Он важен для короля, папы и вельмож как предлог войны и раздора. Такая речь пришлась честолюбивой девице по вкусу. Она заявила, что готова выйти за самозванца после того, как он свергнет с престола Бориса, и удалилась.
В Москве заседает царская дума. Идёт обсуждение захвата Гришкой Отрепьевым Чернигова. Патриарх предлагает для прекращения смуты перенести в Кремль святые мощи царевича, поставить их Архангельском соборе. Народ тогда увидит обман злодея. Шуйский предостерегает орудовать святыней в мирских делах и обещает сам усовестить безумство на площади народной.
В 1604 году, 21 декабря идёт битва недалеко от Новгорода-Северского. Войска самозванца обращают в бегство русских. Маржерет и Розен, капитаны литовцев, называют Лжедмитрия головорезом, притом отчаянным.
В Москве на соборной площади люди судачат о предании анафеме Гришки Отрепьева, до чего царевичу нет дела, и о том, что живому царевичу поют сейчас «вечную память», что безбожно.
Годунов выходит из дверей собора, к нему приступает с плачем юродивый Николка. Он жалуется на маленьких ребят, которые его обижают, и просит царя расправиться с ними, как с царевичем. Царь остановил бояр, пытавшихся схватить Николку, и попросил убогого помолиться за него. А Николка крикнул, что Богородица не дозволяет молиться за Ирода.
Григорий Отрепьев занял город Севск. Он ведёт допрос пленного — дворянина из Москвы. Тот сообщает, что на Москве казнят всякого, кто ведёт разговоры о Лжедмитрии. Пятнадцатитысячная армия самозванца разгромлена русской армией из пятидесяти тысяч человек. Отрепьеву едва удаётся спастись. С небольшим количеством приверженцев он укрывается в лесу.
В Москве царь беспокоится, что самозванец вновь поднял голову, у него опять собрано войско. Борис выражает недовольство бездействием бояр и собирается сделать воеводой умного Басманова, не отличающегося родовитостью. Годунов намерен уничтожить «гибельный обычай» назначать на должности по роду.
Неожиданно царю становится плохо: кровь потекла из его ушей и рта. Умирая, он оставляет возле себя только сына Феодора. Он даёт царевичу наставление на предстоящее царствование. Феодору оно достаётся по праву, ведь он невинен. А он, Борис, один ответит перед Богом.
Годунов наказывает сыну взять себе в советники Шуйского, а воеводой поставить Басманова. Входят члены царской семьи, патриарх, архиереи, все бояре. Феодору как новому царю бояре дают клятву верности. Умирающего Годунова постригают в схиму.
К Басманову пришёл Пушкин с предложением от самозванца служить ему, за что обещал в дальнейшем «первый чин». Басманов ответил, что он дал присягу Феодору, а Дмитрия считает самозванцем. Пушкин приводит довод: в поддержке народа сила лжецаревича. И советует Басманову подумать.
С лобного места Пушкин вещает народу о кончине царя Бориса и призывает присягнуть царевичу Дмитрию как законному наследнику. Некто с амвона бросил клич в толпу, чтобы ворваться в Кремль, в палаты царя, и повязать «Борисова щенка». Народ с шумом отправился в Кремль.
В доме Бориса царица и царские дети, Феодор и Ксения, содержатся под охраной. У стен переговаривается народ. Одни жалеют невинных детей, другие называют их проклятым племенем. Бояре и три стрелка входят в дом. Слышны крики. Очевидно, происходит драка, затем всё стихает. Выходит Мосальский и объявляет, что царица и Феодор, её сын, отравились. Их тела видели.
Народ испуганно молчит.
Мосальский подсказывает, что надо кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу.
Народ отвечает безмолвием.