«Чук и Гек» - краткое содержание для читательского дневника
Выдающийся русский советский писатель Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) — автор замечательных детских произведений о дружбе, товариществе, мужестве и отваге. На его книгах воспитывалось не одно поколение советских ребят.
«Чук и Гек» — история о двух братьях, непоседах и шалунах, об их путешествии в дальние края вместе с матерью к отцу-геологу. Произведение написано незадолго до войны, в 1939 году.
Жанр произведения — повесть. Часто «Чук и Гек» называют рассказом, но объём, количество задействованных лиц говорит всё-таки в пользу повести.
Тема произведения — человеческая жизнь, как правильно её прожить.
Идея повести — жизнь должна быть честной, наполненной трудом и любовью к своей Советской стране.
Проблематика.
1. Проблема счастья. У каждого о счастье своё представление, но главное, на чём оно держится, — честный труд на благо родной страны и советского народа.
2. Проблема честности. Надо обязательно быть человеком честным, то есть, по Гайдару, не просто не врать, но не скрывать ничего, не замалчивать свои опрометчивые поступки, отвечать за них. Честность должна стать для человека правилом жизни.
Основные герои произведения.
Чук и Гек — братья-погодки дошкольного возраста. Чук — старший, упитанный, запасливый, хитрый. Гек — рассеянный, несобранный, зато хорошо пёт. Оба весёлые озорники.
Мать — добрая, весёлая, любит сыновей и мужа, отважная — решается ехать в таёжные края с двумя маленькими детьми.
Серёгин — отец мальчиков, геолог, много работает.
Сторож — пожилой человек, таёжник, кажется суровым, но добр и отзывчив.
Сюжет произведения.
У геолога Серёгина работы было так много, что он никак не мог вырваться из тайги в Москву, к семье. Тогда он написал письмо жене и попросил её приехать к нему с сыновьями. Мать поехала на вокзал за билетами, а в это время почтальон доставил телеграмму на её имя и вручил Чуку. Он спрятал её в свою заветную коробочку.
К несчастью, братья поссорились так, что Гек эту коробочку выкинул из окна квартиры. Выбежали мальчишки во двор — её нигде нет. Они договорились умолчать о телеграмме, не говорить маме о случившемся, если она не спросит. Мама, конечно, не спросила, ведь она не знала о телеграмме.
Когда они вышли с поезда на маленькую, затерянную в снегах станцию, их никто не встречал. И мать очень удивилась, она подумала, что муж ещё не получил её телеграмму о приезде. Пришлось ей нанимать ямщика за целых сто рублей, чтобы отвёз их на базу. Ехали долго, а когда прибыли на базу геологов, она оказалась пустой. Ямщик оставил их в сторожке и уехал.
Когда вернулся из тайги сторож, выяснилось, что Серёгин давал телеграмму, чтобы отъезд задержали на две недели. Пришлось Чуку и Геку во всём сознаться. Сторож на время приютил семью у себя, ребятишки смотрели на тайгу, удивлялись, какая она большая и красивая.
Мать и Чук пошли по воду, а когда возвратились, Гека нигде не было. Уже было темно. Испуганная женщина стала стрелять, раздался ответный выстрел. Это торопился на помощь сторож. Он дал понюхать псу Смелому вещи Гека, но тот не пошёл из избы, направился к сундуку, где и обнаружили спящего Гека. Он хотел подшутить над Чуком, спрятался здесь с вещами и заснул.
Сторож дал знать Серёгину, что семья приехала, и тот собирался приехать к Новому году. В комнате, где жил отец, мать навела порядок, сторож принёс ёлку. Скоро показались собачьи упряжки: партия геологов вернулась. Все вместе весело встречали Новый год: играл баян, взрослые танцевали, Гек пел. А потом по радиоприёмнику слушали перезвон курантов.
Чему учит произведение?
Повесть учит тому, что сокрытие правды может обернуться большими проблемами; учит ответственности за свои поступки.
Отзыв о произведении.
На примере Чука и Гека в произведении показано, как важно в раннем возрасте понять, что врать нельзя, утаивать правду бесполезно, она всё равно выплывет наружу.