«Детство Никиты» - краткое содержание для читательского дневника


Дата создания: 1922.

Жанр: повесть.

Тема: детство и родная природа.

Идея: формирование человека в гармонии с родной природой.

Проблематика. Открытость детской души окружающему миру, природе и нелюбовь к учению как сухой теории.

Основные герои: Никита, Степка Карнаушкин, Мишка Коряшонок, Лиля, мать, отец.


Сюжет. Автобиографическая повесть насыщена детскими воспоминаниями самого автора. Мироощущение А. Н. Толстого в детстве, его счастливая беззаботная пора нашли талантливое воплощение в этой повести.

Главный герой Никита чувствует неотрывность свою от любимой усадьбы, занимающей место в степи. Ему кажется чудом, как среди необъятного безлесого пространства раскинулся большой сад с разными деревьями, окружающий родной дом. В повести подробно описывается глазами ребенка весь дом с постройками во дворе, хлев, конюшня, пруд. С восторгом мальчик рассказывает о комнатах с налетом таинственности, о библиотеке, наполненной старыми книгами. В этом доме помнят прадедушку, пострадавшего от несчастной любви. Говорили о его странном образе жизни. Ночами он бдел, был занят чтением и писаниной, а днем отсыпался. Ожидаемый результат: хозяйство развалилось, дворня разбрелась, поля заросли.

Повесть наполнена выразительными описаниями чуткого восприятия природы ребенком. Он ощущает себя и мир природы единым целым, при этом мальчик пускает в ход свою богатую фантазию. Он приписывает человеческие свойства и скворцу, и коту. Никита поэтизирует весь животный мир.

В главе "Солнечное утро", полагающей начало повести, рассказывается о ребяческих забавах Никиты с деревенскими мальчишками. Происходит это веселье то на фоне великолепных сугробов, закрывающих дома, то среди весенних потоков, то под грозовым небом июля, то в плотных сентябрьских туманах. Мальчик впивал в себя жизнь, проходящую в чередовании времен года, такую прекрасную, органичную, где появление на свет и уход из жизни сравнимы с восходом и закатом. Очень трогательна история первой любви главного героя к девочке Лиле. Вместе они нашли кольцо, когда-то подаренное прадедушкой своей возлюбленной. Оно находилось на стенных часах в вазочке десятки лет. Кольцо это Никита подарил Лиле, которая очень походила на прабабушку, что подтверждал портрет прабабушки на стене.

Каждое время года Никита любил по-своему, каждое воспринимал поэтически.

В повести содержится описание, как праздновали в усадьбе Рождество. Все дети — и барские, и крестьянские — заняты были изготовкой елочных игрушек. Наряженная, сияющая горящими свечками елка была преддверием наступления прекрасного праздника. Помещичий дом наполнялся счастьем детей, получивших подарки. Никита этот праздник любил особенно.

С наступлением весны Никита переживает восторг, наблюдая тысячи ручейков от тающего степного снега. С наслаждением, полной грудью вдыхает он чистый и пьянящий воздух весны. Значительным событием в приходе весны был для мальчика ледоход на реке. Завороженно наблюдал он буйство реки, поднимающейся над плотиной и с грохотом срывающейся глубокие омуты.

Детским восторгом Никиты проникнуто описание майской песни иволги, парение степного орла в вышине летнего неба. Для мальчика очень важно чувствовать слияние с природой. Он не любит уроки, для него это мертвящая скука. Ледоход на реке для него важнее, ради него он сбегает с занятия. Однажды, оказавшись на возу, Никита почувствовал себя плывущим под звездным небом и взгляд его прозревал далекие миры.

В последней главе "Отъезд" говорится о полученном сообщении, что Никита выдержал экзамен и поступил во второй класс. В повести это событие приравнивается к окончанию детства Никиты.

Отзыв о произведении. Очень светлая книга, пронизанная ощущением счастья. Это ностальгия взрослого.



Еще краткие содержания произведений Толстого А.Н.:

  • «Золотой ключик, или Приключения Буратино»