«Дикий помещик» - краткое содержание для читательского дневника


Дата создания: 1869.

Жанр: сатирическая сказка.

Тема: паразитизм поместного дворянства на крестьянском труде.

Идея: неумение господ жить без крепостных.

Проблематика: классовый антагонизм.


Сюжет. Автор повествует о помещике, довольно богатом, но обделенном умом. Любил он пасьянс раскладывать и газету «Весть» читать. Жил он, ни в чем нужды не зная, но беспокоить его стало собственное соображение о избыточном количестве мужиков в поместье, и дух мужицкий ему очень не нравился. Вздумал помещик воззвать к Богу с просьбой, чтобы он мужиков куда-нибудь убрал, но Бог, будучи в курсе умственной несостоятельности помещика, просьбу его оставил без внимания. Помещик же, одержимый новой идеей расхищения мужиками его добра, стал всячески крестьян ущемлять, за всякую мелочь налагал штраф. Крестьяне света белого невзвидели и взмолились они ко Господу, чтобы избавил их от такой жизни. Господь внял молитве обиженных, и исчезли мужики из поля зрения глупого помещика. А помещик возрадовался чистому воздуху без "мякинного" запаха, воображая, что по его молитве Бог унес мужиков.

Пришла помещику фантазия устроить у себя в поместье театр, пригласил он актеров, но ничего не получилось из его затеи, да еще и дураком обозвали. Как же без крестьян декорации ставить и занавес поднимать?

Следующей идеей помещика было приглашение гостей для игры в карты. Приглашенные генералы с удовольствием приехали, когда поняли что угощение хозяина ограничивается пряниками с леденцами, не на шутку рассердились и уехали. А горе-помещик вдругорядь был обозван дураком. Озадачился помещик вторичной характеристикой своих умственных способностей. Но долго не стал в себе сомневаться, проверил правильность своей позиции раскладкой пасьянса и продолжал жить небритый, немытый, на одних пряниках, да еще и гордился собственной стойкостью.

Помещика одолевали мечты о приобретении паровых машин, которые смогут заменить человеческий труд. Мысленно он разводит великолепный сад, плодоносящий всевозможными фруктами, а фрукты все машинами собираются. Коров он фантазировал развести таких, чтобы ни кожи, ни мяса, одно только молоко было. Клубнику бы он развел невероятную — двойную да тройную, да как бы ее в Москве продавал... Сны мечтательному помещику снились самые фантастически, вероятно от голода. Приснилось ему даже, как произвели его в министры за твердость. Но радужным мечтам пришел конец с приездом исправника, который предъявил помещику обвинение в непоступлении податей. И в третий раз он был заклеймен дураком.

Дошло до сознания помещика, что упрямством своим он не только себе вредит, но и государству. Струсил он перед возможным наказанием, но вскоре опять воодушевился в своем упорстве. За поддержкой бросался к газете «Весть». А между тем все имение его постигла мерзость запустения. Сам помещик совершенно одичал: оброс шерстью, свел знакомство с медведем, лишился членораздельной речи, взбирался на дерево и бросался сверху на добычу, съедая ее вместе с шестью и со всеми внутренностями.

Такое состояние дел очень обеспокоило начальство, и вынесли решение водворить крестьян на прежнее место, а помещику вынести порицание за вопиющую его глупость и ослиное упрямство. Положение так или иначе исправили, государственные дела наладились, а помещик стал принимать «мякинный дух» как суровую необходимость. Газету «Весть» у него отобрали, утешался наш герой гранпасьянсом. От дикости он до конца так и не избавился: тосковал по лесной жизни, не любил умываться и временами мычал.

Отзыв о произведении. Конечно, очень талантливо. Отрицательные стороны жизни изображены гротескно. Безусловно, значение крестьянства в жизни государства нельзя недооценивать. Щедрин все свое творчество посвятил сатире на существующий строй. Но если бы он в период сталинизма жил, смог бы он реализовать свой сатирический талант?