«Филипок» - краткое содержание для читательского дневника


В 1875 году Лев Николаевич Толстой написал рассказ для детей «Филипок», в котором повествуется о маленьком мальчике с большим желанием учиться в школе. И однажды он отправился туда.

Тема произведения — раннее обучение.

Идея произведения - учиться можно и в раннем возрасте, если есть к тому большое желание.

Проблематика произведения - старшие не обращают внимания на стремление ребёнка учиться.

Основные герои произведения.

Филипок — маленький сельский мальчик дошкольного возраста, который давно просится в школу, но родители считают его маленьким для обучения. Мать и отец Филиппа заняты работой. Старший брат уходит в школу, а он остаётся со старой бабушкой. Мальчик любознательный и смышлёный, при помощи брата освоил все буквы и немного выучился читать.

Филипп настойчив. Его не остановило замечание матери, что он ещё маленький, чтобы ходить в школу. По дороге к школьному крыльцу он претерпел нападение собак, но не повернул назад. Филипок способен преодолеть страх в себе: непросто было ему открыть школьную дверь, но он решился.

Учитель — добрый, любящий детей и мудрый человек.


Сюжет произведения.

Маленький Филипок хотел идти вместе со всеми детьми в школу, но его не пустила, потому что маленький ещё. Мать и отец работали, из старших в избе была только бабушка на печи. Филипок заскучал и, когда бабушка заснула, нахлобучил старую отцовскую шапку, не найдя своей, и пошёл в школу.

Идти было далеко, школа находилась за селом. Пока он шёл мимо знакомых дворов, собаки не обращали на него внимания — знали его. Как только мальчик подошёл к чужим домам, к нему бросились злые собаки. Филипок испугался, побежал от них, крича от страха. На бегу малыш запнулся и упал. На его крик показался мужик и защитил мальчонку от собак. Не ответив на вопрос, куда он бежит, Филипок со всех ног помчался дальше.

Когда он прибежал к школе, услышал голоса ребят. Мальчик остановился в нерешительности, опасаясь, что учитель его выгонит. Однако возвращаться тоже было страшно — собаки. Идущая мимо женщина помогла ему сделать решительный шаг, спросив, что он тут стоит, когда все учатся. Филипок и пошёл в школу.

В сенях он предварительно снял шапку, и уж потом открыл дверь. Класс был полон галдящими детьми, здесь же был учитель, который сразу увидел маленького мальчика. Филипок потерял дар речи от испуга и не мог ничего сказать в ответ на расспросы учителя. Он заплакал. Учитель, приласкав ребёнка, спросил у детей о нём. Выяснилось, что это Филипок, младший брат Костюшки, который давно хочет в школу, но ему мать не разрешает.

Учитель сказал мальчику сесть рядом с братом и обещал попросить его мать, чтобы она позволила Филипку ходить учиться. Потом он стал показывать новому ученику буквы, и тот их все назвал и даже сложил своё имя. Получилось у него «Хвилипок». Учитель похвалил малыша, а тот осмелел и похвастался своей понятливостью и ловкостью. Учитель посмеялся и посоветовал ему сначала поучиться, потом уж хвалиться.

И Филипок стал ходить в школу.

Чему учит произведение?

Рассказ учит стремлению к знаниям, настойчивости, потому что маленький герой изображён автором с большой симпатией. На примере Филипка писатель учит самостоятельно принимать решение в желании достичь хорошей цели — получить знания.

Отзыв о произведении.

Рассказ Л.Н. Толстого, написанный с тёплым чувством к ребёнку, стремящемуся учиться, невольно заражает маленького читателя желанием стать целеустремлённее в учении и устыдиться лени. Совсем маленький мальчик один пошёл за село, натерпелся страху от собак, но не потерял желания ходить в школу.



Еще краткие содержания произведений Толстого Л.Н.:

  • «Булька»
  • «Старый дед и внучек»
  • «Лев и собачка»
  • «Акула»