«Гамбринус» - краткое содержание (пересказ)


1

На оживленной улице размещалась известная пивная, которая называлась Гамбринус. Найти ее было сложно, так как она находилась в глубоком подвале одного из домов. Свое название пивная получила в честь короля Гамбринуса.

В зале вместо стульев и столов были поставлены бочонки, невдалеке стояло пианино. Постоянный работник этого заведения — Сашка, еврей неопределенного возраста и интересной внешности обезьяны. Менялись посетители, но музыкант неизменно каждый вечер играл на инструменте, а на коленях у него сидела маленькая собачка Белка. К вечеру Сашка напивался и, шатаясь, отправлялся домой.

Еще одна личность, которая не менялась в пивной — мадам Иванова, полная бескровная женщина. Она постоянно держала в зубах папиросу и отдавала приказания прислуге.

2

Большой порт был всегда заполнен самыми разными судами. Так же сюда стекалось огромное количество рабочих. Это были люди самых разных национальностей и специальностей, но все они были полны сил, любили участвовать в драках и напиваться. Больше всего они уважали силу и задор.

Порт был связан с городом узенькими улочками. На них располагалось много ночлежных домов, пивных заведений, трактиров, лавок. Также попадались публичные дома и кофейни. Ночью улицы становились липкими, грязными и зловонными.

Посещение пивной считалось традицией в этом городке. Некоторые не знали, кто такой Гамбринус, но уважали Сашку, так как считали его настоящим талантом.

3

Сашка приходил в заведение, когда там почти еще никого не было. Наливал себе кружку пива, а мадам Иванова просила его сыграть что-нибудь свое. Мужчина начинал играть протяжную мелодию, в которой слышалась еврейская скорбь. Его лицо приобретало совсем другое выражение, не то, которые привыкли видеть посетители. Белочка сидела у него на коленях, но уже не подвывала, так как привыкла к этим тоскливым звукам.

Вскоре в пивной становилось людно. Все хотели послушать свою любимую песню, поэтому Сашка играл, не останавливаясь. Публика просила его выпить с ними, его зазывали женщины, кокетничали с ним. Когда посетители напивались, старались перепеть друг друга, и вовсю орали различные песни. Никто не обижался друг на друга за тесноту. Особым шиком считалось уставить свой стол бутылками так, чтобы не видеть собеседника.

Сашка был талантливым музыкантом, мог исполнить любую мелодию, подобрать на скрипке даже африканские мотивы. Его постоянно дергали за рукав и просили сыграть любимую песню. Он никому не отказывал и играл без перерыва. Музыкант был добрым и радостным от выпитого пива.

Однажды люди пригласили местного репортера, чтобы тот послушал известного музыканта, но Сашка нарочно играл плохо, кривлялся, и корреспондент ушел, так и не услышав в нем никакого таланта.

4

Наведывалась Гамбринус и воровская компания. Эти люди приходили с женщинами, много пели, просили еврея играть любимые ими мелодии, а потом, не заплатив, исчезали.

Отдыхали в пивной и рыбаки, которые долго и тяжело трудились в море, а после счастливого улова спускали все деньги в кабаках. Они из уважения к музыканту не выгоняли из Гамбринуса посетителей, а пели вместе с Сашкой, потом пускались танцевать. Труд этих людей был очень тяжел, порой они теряли в море до десяти лодок с людьми. Но после кутежа и разгульной жизни они вновь возвращались к работе.

Но больше всех скрипач любил матросов из Англии, которые плавали на коммерческих судах. Они уважительно здоровались с Сашкой, а он исполнял их песню, которая заканчивалась словами «англичанин никогда не будет рабом». Потом матросы танцевали «джигу». Движения напоминали действия моряков во время бури. Играл Сашка грузинские, итальянские, немецкие песни. Не было ничего, чтобы он не смог исполнить.

Иногда в кабаке случались драки, как правило, их начинали русские матросы. Иногда именно музыкант мог остановить кровопролитие. Он улыбался, и все сразу же хотели выпить с ним пива. На всех действовала его простая доброта и то, что мужчина часто давал в долг матросам небольшие суммы денег.

Долг ему часто не возвращали, но он не обижался и говорил, что им с Белочкой (собачкой) хватает.


5

Также в Гамбринусе исполнялись и модные песни, например, Бурский марш. На смену ему пришла марсельеза, затем негритянский танец кекуока.

Началась японская война, и все стали говорить о ней, переживали за своих родных и близких, которые были на фронте. Сашка начал исполнять Куропаткин марш, но вскоре его вытеснила страдальная балаклавская песня. Под нее много пили различных напитков и проливали скупые слезы.

Однажды утром еврей пришел в пивную как обычно, и мадам Иванова попросила его исполнить что-нибудь, но музыкант сказал, что его призвали на фронт.

Женщина запричитала и начала возражать, говоря, что Сашке уже много лет, и его не должны забирать. Оказывается, скрипач сам не помнит, сколько ему лет – 46 или 49. Женщина советует ему пойти и объяснить ситуацию. Но мужчина отвечает, что уже ходил, но из этого ничего не вышло. Его лишь ударили и обещали посадить в клоповник.

Вечером Сашку напоили, все жалели его, даже вызывались идти на фронт вместо него. Музыкант попросил Иванову приглядеть за Белочкой, а все деньги отправить родственникам. Свою скрипку он подарил знакомому котельщику.

Мадам крестит его на дорогу, скрипач отшучивается.

6

Гамбринус без Сашки осиротел. Другие музыканты не смогли заменить его. Сначала о нем вспоминали очень часто. Потом его заменил Лешка-гармонист. Прошел год, о музыканте не было никаких вестей.

Вскоре оказалось, что Сашка выжил. Он прошел много сражений, ни разу не был ранен. Попал в плен и был отправлен в свой городок.

Весть о нем разлетелась очень быстро. В Гамбринус набилось огромное количество народа. Гармониста выкинули за дверь, так как тот кричал, что у него контракт с пивной. Сашке же оказывали невероятные почести. Его подкидывали к потолку, просили играть. Он исполнил все возможные мелодии. Мадам Иванова ожила, Белочка повизгивала от радости.

Сашка нисколько не изменился, но женщина заметила в его глазах ужас и тоску, она поняла, что музыкант лишь притворяется веселым и беспечным.

7

Всё стало по-прежнему, как будто не было войны и плена. Но вскоре наступило смутное время. По улицам стали ходить толпы, у всех людей были красные ленточки. Женщин и мужчины, приходя в Гамбринус, говорили взволнованные речи, а Сашка играл марсельезу.

Однажды в пивную прибежал помощник пристава. Он кричал, требовал хозяина и кричал, чтобы не смели играть никаких гимнов. Музыкант спокойно согласился с ним. Наступило уныние.

Город накрыло мраком. Люди стали всего бояться, прятались по ночлежкам. На рассвете случилось страшное. Теперь толпа пошла убивать, потому что люди чувствовали свою безнаказанность. Всех охватила жажда убийства и ощущение своей силы и власти.

Сашка в эти дни ходил по улицам спокойно, у него не было боязни, так как его никто не трогал. Но вскоре один каменщик замахнулся на него и закричал, чтобы били жида. Другой человек остановил замахнувшегося убийцу, говоря, что это Сашка. Тогда каменщик схватил Белочку и ударил о плиты тротуара. Собака умерла.

8

Наступило странное время. Вечером в окнах не горели огни, а победители еще не насладились свободой. Они врывались в квартиры, грабили жителей. Заходили в кабаки и требовали петь гимны, все должны были вставать при этом.

Однажды десять человек вошли в Гамбринус. Они вели себя вызывающе. Плевали на пол, выливали пиво. Им никто не делал замечание, так как все знали, что это сыщики. Один из них был Мотька Гундосый, в прошлом вор и вышибала в притоне.

Гундосый схватил Сашку за руку и приказал играть гимн, но скрипач отказался. Тогда Мотька разозлился и хотел кинуться на музыканта, призывая остальных, но сыщик не успел. Сашка со всей силы ударил его скрипкой. Люди, находившиеся в пивной, закрыли еврея от расправы.

Но когда Сашка вышел из Гамбринуса, несколько человек напали на музыканта и, ударив его, отвели в полицейский участок как политического.

Окружающие решили, что теперь скрипачу не выбраться, а месть сыщиков будет страшной. Теперь о музыканте забыли быстро.

Через три месяца Сашка вернулся, только его левая рука была изуродована и как будто прикручена к телу, пальцы не сгибались и не разгибались. Все охнули, решив, что больше скрипач играть не будет.

Но тот достал окарину, взял в рот и заиграл не хуже прежнего. Боцман, мадам Иванова и все посетители пивной бросились танцевать.

Человека можно изуродовать, но искусство все равно победит.




Краткие содержания произведений Куприна А.И.

  • «Белый пудель»
  • «Слон»
  • «Молох»