«Голова профессора Доуэля» - краткое содержание (пересказ)


В поисках работы врач Мари Ролан, молодая привлекательная женщина, обратилась к профессору Керну, которому требовалась ассистентка. Профессор в ходе беседы с Мари счёл возможным принять её, но выдвинул условие: хранить молчание, что бы ни видели её глаза в лаборатории. Несоблюдение условия грозило ей большими неприятностями.

Слуга ввёл Мари Лоран в лабораторию. Глазам её предстало необычное зрелище —голова человека без тела. Она подавала признаки жизни: губы её шевельнулись.

Голова размещалась на квадратной поверхности из стекла, к ней были подсоединены трубки от разных ёмкостей. Мари, не веря своим глазам, понимает, что это голова Доуэля, знаменитого хирурга, который умер не так давно. Керн рассказывает Мари, что Доуэль был неизлечимо болен, и после смерти профессора Керн смог возвратить к жизни одну голову. Лоран убеждена, что такое «воскрешение» хуже смерти.

Работа Мари заключалась в наблюдении за самочувствием головы, которая сохранила способность слышать, видеть, понимать, выражать мимикой реакцию. Каждый день Лоран приносила для неё научные медицинские журналы, вместе они знакомились с их содержанием.

Общаясь таким образом с головой, Мари научилась понимать её. Как-то раз голова профессора взглядом подала знак открыть кран на подведённой к горлу трубке. Керн категорически запретил это делать под предлогом мгновенной смерти головы. Но последняя смогла объяснить девушке, что такого не произойдёт. Немного поколебавшись, она открывает кран. И голова заговорила слабым надтреснутым голосом. Так начались их скрытые разговоры, в ходе которых выяснились ужасные подробности «воскрешения».

Керн ассистировал Доуэлю. Он не лишён таланта, но его амбиции заслонили все принципы и понятия нравственности. Однажды они работали вместе, и у профессора Доуэля случился приступ астмы. Когда он пришёл в себя, тела у него уже не было. Керн сохранил мозг гениального хирурга в действии, чтобы использовать его в научной работе.

Доуэль поначалу не соглашался на сотрудничество с Керном, хотя тот и склонял его жестокими методами (например, пытал электрическим током). Но Керн допустил ошибки в опытах, что могло свести на нет все их усилия в совместной работе. Доуэль не мог этого допустить и дал согласие.

Доуэль помогает Керну успешно оживить ещё голову Тома Буша, рабочего парня, погибшего под машиной, и голову певички Брике, застреленной в баре. Эти головы, однако, не были привычны к мыслительной деятельности, и без тел им невыносимо. Обязанностей с тремя головами у Мари Лоран прибавилось. Две новых головы требуют кино и музыку, но напоминание о былой жизни лишь удручает их. Брике настояла, чтобы Керн соединил её голову с каким-нибудь телом.

Керну становится известно о тайном общении Мари Лоран с профессором. Под угрозой разоблачения он запрещает девушке уходить домой из лаборатории. На её протест Керн перекрывает воздух, поступающий к голове, и Мари остаётся в лаборатории, как в заключении.

Керну удаётся подобрать тело для Брике среди жертв железнодорожного крушения. Он тайком забирает его. Присоединение к голове проходит благополучно. Брике начинает говорить, пытается петь, и в нижнем регистре её голоса прорывается великолепное контральто. И это при общей заурядности её голоса.

По газетам Мари выясняет от кого досталось Брике красивое молодое тело. Оказалось, полиция не может найти труп Анжелики Гай, популярной артистки из Италии. Она была в том злополучном поезде, попавшем в катастрофу.


Брике начала ходить, в её движениях проскальзывает дивная грация. Певичка конфликтует с Керном: ей хочется домой, похвастаться перед друзьями своим преображением, но хирург не намерен выпускать её из лаборатории. Тогда Брике отваживается на побег: связав простыни, спускается из окна. При встрече с друзьями она умалчивает о произошедших с ней событиях в лаборатории. Вместе с ними она уезжает, опасаясь преследования. Жан, муж её подруги, специалист по сейфам, тоже стремится затеряться.

Со всей этой компанией, оказавшейся на средиземноморском пляже, сталкиваются сын несчастного профессора Артур и его друг художник, который любил Гай. Он ещё живёт памятью о ней. Профессиональный художник, Арман Ларе цепким взглядом отметил, как удивительно похожа неизвестная женщина на исчезнувшую Анжелику. У неё абсолютно та же фигура, те же приметы её тела, совпадают и жесты. Два друга намерены раскрыть тайну.

Брике и её друзья получают от двух молодых людей приглашение прогуляться на яхте. Ларе в подходящий момент вызывает Брике на откровенный разговор. Певичка всё рассказала и Арману, и Артуру Доуэлю. Когда она обмолвилась о наличии ещё одной головы в лаборатории, Артур предположил, кто это. По фотографии профессора Брике подтвердила его предположение.

Певичка вместе с молодыми людьми едет в Париж. Друзья надеются, что она поможет им в поисках головы профессора. Художник испытывает смятение чувств. Он не может разобраться, притягивает ли его фигура Анжелики или сама Брике, которая чувствует в себе странную перемену, что-то необычное для неё.

Анжелика Гай, молодая женщины прекрасной души, чудесным образом воздействовала своим телом: молодит голову певички не первой свежести и влияет на образ её мыслей. Однако прекрасному будущему Брике не суждено состояться. Рана в ступне Анжелики привела к неожиданному осложнению.

Брике почувствовала боль в ноге, которая вскоре покраснела и опухла. Друзья думают обратиться к врачу, но женщина опасается, что её история станет известной. Брике надеется только на Керна и тайно отправляется к нему. А Мари Лоран, как выяснил разыскивающий её Артур, заключена в клинике для психически больных доктора Равино.

Вместе с приятелем художником Шаубом два друга приехали в клинику Равино. Оказалось, что эта больница больше похожа на тюрьму с высокими стенами и бдительной охраной.

Попав в эту клинику, Мари увидела, что здесь содержатся в основном здоровые люди, чем-то мешающие родне. Происшедшее с девушкой так угнетающе подействовало на неё, что впервые у неё возникли мысли о самоубийстве. Но дурные помыслы скоро отступили благодаря новенькому пациенту, Артуру Доуэлю. Он сообщил Мари, что устроит ей побег из этого заточения.

В то время, пока шло освобождение Мари Лоран, Керн бесплодно бился над лечением ноги Брике. Кончилось тем, что хирургу пришлось снова отрезать голову певички. Для Керна обстоятельства сложились так, что скрывать его опыты дальше становится невозможным. Он решается на демонстрацию живой головы Брике. К тому времени голова Тома уже потеряла жизнеспособность.

В ходе демонстрации головы в зале Мари Лоран гневно выступила с обличением Керна в уголовном преступлении и воровстве чужих научных идей. Керн пытается замести следы преступления: он деформирует внешний вид головы профессора парафиновыми уколами.

Артур Доуэль убедил полицию в необходимости проверки лаборатории хирурга Керна. Там, кроме измученной головы певички, они увидели голову с неумеренно большим носом. Лоран поняла, что Керн намеренно довёл профессора до неузнаваемости. Жизнь Доуэля уходила, он успевает попрощаться с сыном. А Керн, избегая допроса, уходит в кабинет, и вскоре там прогремел выстрел.