«Горячий камень» - краткое содержание для читательского дневника


«Горячий камень» — философская сказка А. П. Гайдара, написанная в 1941 году, — последнее произведение писателя.

Тема сказки — чем ценна жизнь.

Идея произведения. Жизненный багаж каждого человека уникален, в нём есть плохое и хорошее, и всё было не напрасно, всё имеет свою ценность. Не важно, сколько было бед в жизни, важно прожить её достойно, потому что «набело переписать» всё равно не получится.

Проблематика сказки — способность дать верную оценку своей жизни. Возможно, кто-то посчитает, что жизнь его неудачна, и разобьёт камень. Только будет ли лучше новая?

Основные герои произведения.

Ивашка Кудряшкин — мальчик восьми лет, по-мальчишески проказливый, но добрый.

Старик — одинокий, много переживший человек, который, как может, зарабатывает себе на хлеб. Он человек с большим жизненным опытом, мудрый и добрый.


Сюжет произведения.

Об одном старике люди на селе говорили, что он повидал лиха на своём веку. Он жил одиноко, по слабости зарабатывал на хлеб плетением корзин, подшивкой валенок, ещё он сторожил сад в колхозе. В село старик пришёл давно, седой, хромой, с лицом, изуродованным шрамом. И даже улыбка не отменяла печали и суровости его лица.

Ивашка Кудряшкин, восьмилетний любитель колхозных яблок, полез как-то за ними в сад, надеясь наесться до отвала, но не повезло мальчугану — зацепился за гвоздь, рухнул в колючки, взревел, а тут и сторож подоспел. Но старик, суровый, хромой, со шрамом, даже крапивой не стегнул Ивашку, только вывел его и отпустил.

С горечи и стыда герой отправился в лес, бродил-бродил и заблудился, оказался на болоте, и присел отдохнуть на голубой камень среди мха. И тут же подскочил, как ужаленный. Камень-то жёг, словно уголь. Присмотрелся к нему Ивашка и увидел, что проступают из-под глины буквы. Отбил он глину и прочёл надпись: «Кто отнесёт этот камень на гору и там разобьёт его, тот снова станет молодым и начнёт жизнь заново».

Ивашка было возмечтал, но перспектива снова оказаться в первом классе его не обрадовала. Проходя мимо сада, Ивашка вспомнил сторожа, который отнёсся к нему по-доброму, и решил ему помочь. Видно же, что не видел человек хорошей жизни. Подошёл он к суровому старику, рассказал про камень и предложил воспользоваться такой возможностью — молодость вернуть.

Старик не возражал, только сказал, что ему сад надо караулить, и камень на гору Ивашке самому придётся тащить. А он уж потом придёт туда и чем-нибудь по камню тюкнет. Делать нечего, Ивашка взял рукавицы, мешок попрочнее и пошёл на болото. Кое-как заволок горячий камень на гору.

Когда старик пришёл, он поглядел на этот камень, но не тронул его. Сильно удивился Ивашка, почему он не захотел прожить жизнь заново. И этот много повидавший человек объяснил мальчику, что считает свою жизнь счастливой, поэтому другой ему не надо.

Нога его изувечена бревном на баррикаде, он сидел в тюрьме за революционную деятельность, шашкой порублено его лицо в гражданскую войну, он пережил голод, болезни. Но всё это ради того, чтобы страна стала могучей и великой, как теперь.

Много лет камень так и лежит на горе невредимый. Посмотрят-посмотрят на него люди и отходят. Приходил к нему и автор, но тоже не пожелал камень трогать, пошёл дальше.

Чему учит произведение?

Сказка учит, что главное в жизни — прожить её, хоть и трудно, «но ясно и честно», ценить приобретённый опыт.

Отзыв о произведении.

В «Горячем камне» Гайдара звучат правильные слова о трудной, но честной жизни, которую не надо переписывать набело. Что касается прекрасной страны, ради которой герой сказки терпел все лишения, писатель здесь, похоже, выдавал желаемое за действительное. Он отлично знал о застенках ГПУ и концлагерях великого и могучего государства, да и у самого руки были по локоть в крови.



Еще краткие содержания произведений Гайдара А.П.:

  • «Военная тайна»
  • «Чук и Гек»
  • «Тимур и его команда»
  • «Голубая чашка»