«Гуси-лебеди» - краткое содержание для читательского дневника
«Гуси-лебеди» — любимая детьми и взрослыми русская народная сказка, включённая в сборник А.Н. Афанасьева.
Тема произведения — спасение старшей сестрой маленького мальчика, похищенного тёмными силами.
Идея сказки. Помоги другим, и тебе помогут, когда будет трудно.
Проблематика произведения.
1. Непослушание родителям. Нарушение их запрета привело девочку к бедственным последствиям.
2. Невежливость (неуважительное отношение к просьбам печи, яблони, речки). Проявив уважение к ним в критической ситуации, девочка получает помощь.
Основные герои произведения.
Дочка — девочка безответственная, невнимательно относящаяся к родительским наказам, капризная, избалованная.
Гуси-лебеди — пособники Бабы-Яги, похищали маленьких детей.
Баба-Яга — живущая в лесу старуха, представительница злых сил, людоедка.
Печка, Яблоня, Речка — помощники для девочки в трудную минуту.
Сюжет произведения.
У мужика и бабы были дочка и сынок, ещё совсем маленький. Пошли они поутру на работу и дочке наказали со двора ни ногой и следить за братцем. Только отец с матерью ушли, девочка усадила брата под окном на траве, а сама — к подружкам на улицу. Так увлеклась играми, что про брата забыла. Тут-то появились гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.
Прибежала девочка домой — братца нигде нет. Глянула на небо — мелькнули гуси и скрылись за тёмным лесом. Дошло до неё, что это гуси-лебеди похитили брата. О них дурная слава ходила: воруют маленьких детей. Побежала девочка что есть силы вслед за гусями. На пути стояла печка, просит её девочка сказать, куда гуси-лебеди полетели, а та в ответ попросила съесть ржаной пирожок, но девочка только фыркнула: у её батюшки и пшеничные не едятся. Печка промолчала.
Бежит дальше. На пути стоит яблоня. Героиня просит сказать, куда гуси полетели, а та предлагает ей отведать лесного яблочка. Девочка отказалась, яблоня не сказала. Та же история повторилась с молочной речкой, у которой кисельные берега. Не захотела девочка молока с кисельком, и речка ей ничего не сказала.
Долго она плутала, дело к вечеру, собралась было домой, но тут увидела избушку на курьих ножках. В избушке Баба-Яга, а на лавочке братец сидит, играет серебряными яблочками. Девочка в избушку зашла, с Ягой поздоровалась, сказала, что зашла погреться. Яга посадила её прясть, а сама пошла баню топить.
Тут выбежала мышка и попросила у девочки кашки, та покормила её. Мышка и говорит девочке, что старуха её съест, пусть хватает братца и бежит. Девочка так и сделала. А мышка села за прялку. Яга к окну подошла и спрашивает гостью, прядёт ли она. Мышка ей вместо девочки отвечала.
Когда хватилась старуха, что детей нет, послала гусей-лебедей в погоню. Прибежали брат с сестрой к речке, просит девочка спрятать их. На сей раз не перечила, поела молока и киселя, сказала спасибо, накрыла их речка кисельным берегом. Бегут дальше, вот и яблоня, а гуси того и гляди настигнут. Съела беспрекословно девочка яблоко, поблагодарила, и укрыла яблонька детей густой листвой. Гуси пролетели.
Чуть не выхватили они братца недалеко от печки, но успели дети добежать, съела девочка быстро пирожок, и спрятались они в печке. Покружили гуси над ними и улетели. Поблагодарила девочка печку, и прибежали они с братцем домой. Отец с матерью с работы пришли, и всё в порядке.
Чему учит произведение?
Сказка учит уважать старших, слушать родителей, быть вежливым, уметь исправлять свои ошибки.
Отзыв о произведении.
Сказка показывает, как важно относиться к другим по-доброму. Тогда и тебе ответят добром.