«Житие протопопа Аввакума» - краткое содержание (пересказ)


Вопреки законам житийного жанра, протопоп Аввакум сам взялся за написание своего жития, на чём настоял инок Епифаний, благословивший его на сей труд.

Сделав отсылку к солнечному затмению как проявлению гнева Божьего, Аввакум связывает два затмения в России 17 века (интервал — четырнадцать годов) с реформой (искажением веры) патриарха Никона и его, Аввакума, заточением в узилище.

Родом протопоп Аввакум из Нижегородской земли. По происхождению — из попов. Родители — Пётр (священник) и Мария. Отец был неравнодушен к питию, а мать жила очень благочестиво. Впоследствии она стала инокиней Марфой. Однажды в детстве Аввакума так поразил вид мёртвой скотины, что он всерьёз задумался о душе своей и смерти. Так вошла в его жизнь привычка ночных бдений в молитве.

После кончины отца мать Аввакума устроила брак сына с девицей Анастасией, сиротой. Бедная девушка как раз и молилась неустанно в церкви, чтобы Аввакум стал её мужем. Вскоре и мать его, инокиня Марфа, преставилась. По достижении двадцати одного года Аввакума рукоположили в диаконы, а спустя два года он сподобился священнического сана. По прошествии восьми лет Аввакум дослужился до протопопа. Проповедуя среди людей слово Божие, Аввакум приобрёл множество духовных чад.

Однажды с молодым протопопом случилось искушение. Некая девица пришла к нему исповедоваться и стала в церкви подробно излагать свои грехи, связанные с блудом. Внимая ей, Аввакум и «сам разболелся». В борьбе с «блудным огнём» он стал держать руку над пламенем свечи до победы. А дома слёзно молился пред иконой. И привиделось ему, как плывут по Волге два корабля, сверкающие золотом. На вопрос его кормчим о принадлежности кораблей был ответ: «Луке и Лаврентию». Это были духовные чада Аввакума. Был и третий корабль неописуемой красоты — разных цветов. Оказалось, предназначен для Аввакума.

Много пострадал Аввакум от одного начальника, вступившись за девицу-сироту, на которую этот начальник покусился, забрав её у бедной вдовы. Вернул начальник дочь матери, но протопопа жестоко избил. Досталось Аввакуму и от другого начальника, который покушался на его жизнь, только ружьё дало осечку. Тогда разозлившийся начальник изгнал Аввакума из дома вместе с семьёй.

Двинулся Аввакум с Анастасией и новорожденным ребёнком в Москву. В пути младенца и окрестили. А в Москве протопоп получил распоряжение следовать на прежнее место своего служения. И вернулась семья в своё разоренное гнездо. Но спокойно жить Аввакум не мог. Не поладил протопоп с пришедшими скоморохами, прогнал их, да ещё без двух медведей оставил. Взял протопопа на свой корабль по пути в Казань воевода Шереметев, но отказался ревностный священник благословить его сына, бреющего бороду. Разгневанный воевода чуть было не сбросил его в Волгу.

Был ещё начальник Евфимей Стефанович, невзлюбивший Аввакума и осаждавший его дом с пищалями и с луками. Когда же ночью Евфимей почувствовал себя плохо, он призвал Аввакума и повинился перед ним. Начальник получил прощение от протопопа. Аввакум принял его исповедь, помазал его освящённым елеем, и Евфимей пошёл на поправку. В итоге Аввакум стал духовным отцом Евфимею и его жене.

Но протопопа всё же выжили с этого места, он опять отправился в Москву, и по государеву веленью был определён в Юрьевец-Повольский. И там не обошлось без бед: был протопоп бит мужиками, бабами и попами. Мало того, этот народ пошёл на приступ его дома, но воевода стал на защиту Аввакума. Вновь протопоп пошёл в Москву, но вызвал недовольство царя оставлением места службы. Аввакума приютил при Казанской церкви московский протопоп Иван Неронов

Наступило время патриаршества Никона. Противники его реформ увидели зло в троепёрстном крещении и уменьшении числа земных поклонов. Иван Неронов, Аввакум и протопоп Даниил из Костромы объединились в своём неприятии новшеств Никона. Совместно они обратились к царю с письмом, в котором обвиняли Никона в ереси.

Обернулось это тем, что, по мнению Аввакума, с подачи Никона Даниил был расстрижен и сослан в Астрахань, Ивана Неронова тоже отправили в ссылку. А протопоп Аввакум попал в заточение, где три дня оставался без еды. Но после кто-то доставил ему тарелку щей. Начальство намеревалось расстричь Аввакума, но удержалось от этого шага под влиянием царя.

Протопоп с семьёй был отправлен в Тобольск, где его устроили на церковное служение. В течение полуторагодовалой службы на протопопа было написано пять доносов. Претерпел он и от дьяка Ивана Струны. Правда, безответным Аввакум не был: высек Струну ремнём за его проделки. Родня побитого хотела смерти протопопа. Кончилось тем, что Аввакум проклял Струну, принявшего взятку за покрытие кровосмешения. А начальник Ивана Струны Бекетов поносил протопопа во время проклятия. По пути же из церкви Бекетова постигла смерть.

Между тем пришло распоряжение отправить Аввакума в острог на реке Лене. Уже в пути его догнал новый приказ — следовать в Даурию. В дороге протопоп был под надзором енисейского воеводы Пашкова, человека жестокого. На встречном корабле находились две немолодые вдовы, намеревавшиеся уйти в монастырь. Пашков распорядился, чтобы вдовы вернулись и выходили замуж, чему воспротивился Аввакум. В ответ воевода чуть не высадил его на берег, чтобы он добирался пешком.

Был Аввакум бит Пашковым за его разоблачительное к нему письмо. Потом его заточили в Братском остроге, где пребывал он в холоде. Позже Аввакума поселили в тёплой избе. Семья протопопа находилась в двадцати верстах от него, на постое у недоброй Ксении. Пришёл было сын Иван на Рождество Христово с отцом повидаться, но воевода не допустил.

По весне опять тронулись в путь. Воевода принудил Аввакума, как бурлака, тянуть лямку, идя по берегу. Тащили волоком нарты зимой вместе с детьми, брели летом в воде. Однажды Аввакум чуть не утонул, когда его лодку оторвало водой. Попортилась от сырости одежда, припасы размыло водой.

Ко всем тяготам пересыльной жизни начался голод, а воевода Пашков не отпускал людей на промысел, и умирали они. Летом едой были трава и коренья, а зимой питались сосновой кашей. Приходилось есть и скверну — мясо замёрзших хищных зверей. Некоторое облегчение семье Аввакума было от помощи жены и снохи воеводы.

Пришли к Аввакуму от воеводы две сенные женщины, одержимые бесами, вдовствующие Марья и Софья. Протопоп принял на себя молитвенный труд за них, допустил женщин к причастию. Стали они здоровы и остались при Аввакуме жить, но Пашков их забрал, и бесы снова вселились в этих женщин. Уже тайно пришли они к протопопу за помощью, он снова исцелил их. Вдовы после этого проводили ночи в молитве, позднее приняли монашество.


Ежедневно боярыня Пашкова отправляла своего младшего сынишку к Аввакуму за благословением. Когда же с её чадом приключилась болезнь, боярыня обратилась к мужику, который лечит, шепча на воду. Этот поступок боярыни вызвал гнев Аввакума, и она просила его о прощении. Больного мальчика принесли Аввакуму, он молился о нём, помазал освящённым елеем, и ребёнок стал здоров.

Взрослый сын Пашкова Еремей пошёл походом с казаками на Мунгальское царство, и отец его обратился к местному шаману с просьбой наколдовать успех предприятия. Шаман пообещал положительный исход дела. Аввакум тем временем молился, чтобы поход был неудачным. Так он хотел посрамить нечестивое предсказание шамана. Отдельно протопоп помолился за Еремея, человека доброго и благочестивого. И Еремей остался жив, хотя войско погибло. Во сне Еремей увидел Аввакума, показывающего ему дорогу. Спасение сына помогло избежать Аввакуму пыток за молитвы о неудаче похода.

Пашков по предписанию поехал на Русь, а протопопа не взял. Аввакум последовал за ним самостоятельно. Всех немощных и больных он разместил в своей лодке. Вдобавок взял он на борт и двух проходимцев, которым грозила смерть от казаков. Путь был нелёгок, но туземцы не тронули путешественником, а русские рыбаки поделились с ними едой.

Дойдя до русских земель, Аввакум был опечален торжеством никониан и размышлял, что ему делать: проповедовать или затаиться. Жена Анастасия поддержала его в духовной крепости, и на пути в Москву Аввакум ревностно обличал ересь никонианства и самого Никона.

В столице протопоп был радушно встречен и царём, и боярами. Ему готовы были предоставить любое место на выбор при условии соглашения его с реформами Никона. Аввакум на соглашение не пошёл. Вспомнился ему предостерегающий сон от Бога, что отступление от старой веры приведёт к смерти. Видя нежелание Аввакума присоединяться к никонианам, государь попросил его хотя бы умолчать о своём несогласии. Протопоп подчинился царю.

Остановился он у своей духовной дочери боярыни Морозовой. Его навещали почитатели. Через полгода такой жизни Аввакум написал царю письмо, в котором требовал защиты Церкви от никонианства. И отправили его со всей семьёй в ссылку на Мезень. Прошло полтора года — протопопа с двумя старшими сыновьями вернули в столицу.

Больше двух месяцев Аввакум, скованный цепью, томился в Пафнутьевом монастыре. Кончилось дело его расстрижением и проклятием. Аввакум ответно разразился проклятием в адрес никониан. Содержали его в Пафнутьевом монастыре как узника при келаре Никодиме, которого Аввакум попросил открыть в пасхальный день дверь в своём заточении. Келарь отказал ему, а потом заболел. И кто-то в обличии Аввакума пришёл и вылечил его. После этого Никодим повинился перед узником.

В Москву, в Чудов монастырь, Аввакума привезли на Большой Московский собор, поставили его перед вселенскими патриархами. Он вступил с ними в спор о вере, обличал и стыдил словом Божиим. Царские посланники уговаривали его хотя бы в чём-то уступить патриархам, но Аввакум упорствовал.

Последовала ссылка в Пустозёрск, откуда он неустанно писал государю и другим. Пострадали его духовные чада — юродивый Феодор и Лука Лаврентьевич. Их казнили на Мезени. Сыновей Аввакума Прокопия и Ивана едва не повесили, но они, устрашась, покаялись. После этого они с матерью пребывали в земляной тюрьме. Скоро в земляной тюрьме оказался и Аввакум. Намеревался он умереть голодной смертью, но сподвижники его ему не позволили.

Был схвачен властями священник Лазарь и подвергнут отсечению языка и правой руки, которая, будучи отсечена, сложила пальцы для положения креста. Спустя два года я зык у Лазаря чудесным образом восстановился. То же произошло с языками ещё двух адептов старой веры.

На протяжении всей жизни протопоп вёл войну с бесами. Когда Аввакум был ещё простым попом, он получил в подарок от духовника царя сочинение Ефрема Сирина. Аввакум эту книгу выменял на лошадь, за которой ухаживал брат его Евфимий. Забота о лошади занимала его помыслы больше, чем молитвы. И Евфимий стал одержим бесом. Аввакум изгнал его, но брат выздоровел только тогда, когда он выкупил книгу.

Темницу Аввакум делил с Кирилушком, одержимым бесом, и терпел все его бесчинства. Когда Кирилушко умирал в заточении, Аввакум позаботился о его душе: исповедал и причастил. Один раз сам не мог совладать с бесом, пока не покаялся перед женой и домочадицей Фетиньей зато, что побил их в гневе.

В Тобольске долго боролся Аввакум за бесноватого Феодора, и уже перед отправкой в Даурию полностью исцелённый Феодор пришёл к нему на корабль с благодарностью. Страдала от нападок беса и Офимья, домочадица Аввакума. Её он тоже избавил от этой напасти.

Там же, в Тобольске, был случай с его духовной дочерью Анной. Эта девушка собралась выйти замуж за Елизара, бывшего хозяина, противясь воле духовника. И её стал мучить бес. Как-то раз она, заснув на молитве, проспала трое суток. Потом Анна рассказала, как во сне ангелы приказали ей повиноваться протопопу. Анна всё же вступила в брак с Елизаром, когда Аввакума выслали из Тобольска. Прошло восемь лет, Аввакум держал обратный путь и встретил Анну. Он уже была монахиней. Повинилась она перед своим духовником. Позже Анна тоже претерпела за веру.

Когда Аввакум только начинал служить, на него бес часто нагонял страх, но священник справлялся с этим страхом и прогонял беса.




Краткие содержания произведений древнерусской литературы

  • «Садко»
  • «Хождение Богородицы по мукам»
  • «Сказание о Борисе и Глебе»
  • «Слово о полку Игореве»