«Живая шляпа» - краткое содержание для читательского дневника


Николай Николаевич Носов (1908–1976) — известный детский писатель советской эпохи. «Живая шляпа» — забавная история о двух мальчиках, испугавшихся «живой» шляпы, под которой оказался котёнок. Рассказ написан в 1938 году.

Тема произведения — смелость и находчивость.

Идея рассказа - не стоит пугаться при встрече с чем-то необычным; непонятному явлению, как правило, находится простое объяснение.

Проблематика произведения — детские страхи. Рассказ помогает понять ребёнку, что его страхи часто порождены воображением, фантазией.

Основные герои произведения.

Вадик — инициативный, решительный мальчик, борется со своим страхом.

Вовка — приятель Вадика, находится у него в гостях, более робкий и боязливый.

Васька — котёнок, невольный виновник переполоха.


Сюжет произведения.

Вовка и Вадик сидели в комнате и вместе занимались раскрашиванием картинок. Неожиданно сзади что-то шлёпнулось. Ребята обернулись — на полу лежала шляпа. Свалилась она с комода. Вовка подошёл было, чтобы водворить шляпу на место, но вдруг с криком отскочил. «Она живая!» — пояснил он удивлённому Вадику. Тот не поверил, но Вовка предложил взглянуть самому.

Вадик подошёл и уставился на шляпу. Вдруг она подвинулась к нему, и Вадик с криком вскочил на диван. Вовка, напуганный ещё больше, сиганул за ним. Шляпа остановилась посередине комнаты. Мальчики тряслись от страха. Шляпа развернулась и двинулась к дивану. Ребята разом завопили, спрыгнули с дивана, бросились на кухню и в панике закрыли дверь.

Вовка, заикаясь, сказал, что уходит домой, ему страшно: такого он ещё не видел, чтобы шляпа по комнате ходила. Вадик предположил, что её кто-то за верёвочку может дёргать. Вовка посоветовал ему пойти и посмотреть, но Вадик предложил сделать это вместе. Они вооружились клюшкой, лыжной палкой и отправились сражаться со шляпой.

Та спокойно лежала возле стола. Ребята собрались пустить в ход своё оружие, но шляпа и не думала двигаться. На бряцание клюшкой об пол и крики «эй ты, шляпа!» не было никакой реакции. Вовку осенило: надо взять картошки и стрелять по ней. Так и сделали. Пришлось долго швырять клубни, прежде чем одна картофелина, пущенная Вадиком, всё же угодила в цель.

Шляпа подпрыгнула, и раздался крик: «Мяу!». Ребята увидели, как показался серый хвост, затем лапа, а потом и весь котёнок Васька. Мальчики были несказанно рады и, наконец, сообразили, что шляпа накрыла котёнка, когда упала. Вадик от полноты чувств бросился обнимать Ваську, который только фырчал и жмурил глаза от света.

Чему учит произведение?

Рассказ учит быть смелым, находчивым, не трусить перед чем-то необычным, а думать и находить объяснение.

Отзыв о произведении.

В рассказе есть натяжка. Как Вадик мог забыть про котёнка, когда шляпа зашевелилась? Это самое простое объяснение, тем более что котёнок исчез из поля зрения. Писатель задался темой рассказа — беспочвенность детских страхов. Для маленьких детей рассказ полезный, поучительный, они этой натяжки не замечают.

Действительно, в «Живой шляпе» ребёнок видит ситуацию, когда у страха глаза велики. При случае он припомнит её для собственного успокоения и постарается найти разумное объяснение чему-то, что его испугало. Детство настроено на оптимизм, ребёнок должен быть уверен, что этот мир прочный и правильный. Эта уверенность сохраняет его душевное здоровье и положительно влияет на будущее.



Еще краткие содержания произведений Носова Н.Н.:

  • «Фантазеры»
  • «Телефон»
  • «Мишкина каша»
  • «Заплатка»