Краткое содержание для читательского дневника рассказа Толстого Л.Н. «Кавказский пленник»



Общая информация о произведении (п. 1-4)

1. Название произведения: «Кавказский пленник»

2. Автор: Лев Николаевич Толстой

3. Дата создания: 1872 год

4. Жанр: Рассказ


Герои произведения


Жилин — главный герой, русский офицер, человек смелый, решительный и благородный. Он проявляет выдержку и умение справляться с трудностями даже в самых тяжёлых условиях плена. Жилин также умеет находить общий язык с людьми разных национальностей и культур.

Костылин — сослуживец Жилина, противоположный по характеру. Костылин труслив, слаб духом и подвержен панике. В критических ситуациях он проявляет себя как эгоист и не способен на самопожертвование.

Дина — маленькая татарская девочка, дочь хозяина, у которого находятся в плену русские офицеры. Она добродушна, отзывчива и привязывается к Жилину, помогая ему в трудные моменты.

Основная мысль произведения


Основная мысль рассказа заключается в том, что сила духа, смелость и умение находить общий язык с другими людьми помогают преодолевать самые трудные жизненные обстоятельства. Взаимопонимание и доброта могут возникать даже между врагами.


Сюжет произведения

Рассказ начинается с того, как Жилин получает письмо от матери, в котором она просит его приехать домой. Жилин вместе с сослуживцем Костылиным отправляется в дорогу, но по пути они попадают в плен к татарам. Жилин и Костылин оказываются в плену у одного хозяина, который надеется получить за них выкуп.

В плену Жилин ведет себя мужественно и не теряет надежды на побег. Он налаживает отношения с местными жителями и особенно с маленькой Диной, которая проникается к нему симпатией и помогает ему. Костылин же, напротив, поддаётся страху и пессимизму, что только ухудшает их положение.

Жилин не раз предпринимает попытки к побегу. В один из таких моментов ему удается бежать при помощи Дины. Он скрывается в горах и, преодолев множество препятствий, возвращается к своим.

План пересказа произведения


1. Письмо от матери и решение Жилина отправиться домой.

2. Путешествие и попадание в плен к татарам.

3. Жизнь в плену и знакомство с Диной.

4. Первые попытки побега.

5. Решение Жилина совершить очередной побег.

6. Помощь Дины и успешный побег Жилина.

7. Возвращение Жилина к своим.


Чему учит произведение?

Рассказ учит стойкости, смелости и вере в себя даже в самых трудных ситуациях. Он показывает важность доброты и взаимопомощи, а также демонстрирует, что даже между врагами могут возникнуть человеческие отношения и взаимопонимание.

Пословицы и поговорки к произведению


1. Терпение и труд все перетрут.

2. В беде узнаешь друга.

3. Где сила не поможет, там ум пригодится.

4. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

5. Смелость города берет.

6. Беда не приходит одна.

7. Кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Отзыв о произведении

Рассказ «Кавказский пленник» произвёл на меня сильное впечатление. Лев Толстой мастерски изображает характеры своих героев и показывает, как они ведут себя в экстремальных условиях. Смелость и решимость Жилина вызывают восхищение, а трусость Костылина служит наглядным примером того, как не следует поступать. Особенно трогательно показана дружба Жилина и Дины, несмотря на все преграды. Рассказ учит важности внутренней силы и доброты в любых ситуациях.


Тест по произведению

1. Кто является автором рассказа «Кавказский пленник»?

А. Иван Тургенев
Б. Лев Толстой
В. Антон Чехов


2. Как зовут главного героя рассказа?

А. Костылин
Б. Жилин
В. Дина


3. Какую роль в рассказе играет Дина?

А. Она пленница, как и Жилин
Б. Она дочь хозяина и помогает Жилину
В. Она враг Жилина


4. Что делает Жилин, находясь в плену?

А. Смиряется с участью
Б. Пытается бежать
В. Становится другом татарам


5. Чем заканчивается рассказ?

А. Жилин остается в плену
Б. Жилин успешно бежит и возвращается к своим
В. Жилина освобождают татары



Рисунок по произведению

картинка


Еще краткие содержания произведений Толстого Л.Н.:

  • «Два товарища»
  • «Прыжок»