«Кому на Руси жить хорошо» - краткое содержание (пересказ)


Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана в 60-70-х гг. 19 века. Главная идея произведения — показать жизнь простого народа в послереформенный период и определить, счастливы ли люди.

Пролог

На перекрестке встретились семь крестьян, они начали спор о том, какого человека можно считать счастливым. Наименования деревень «говорящие», символизирующие бедность. Доказывая свою правоту, путники дерутся. Все звери и птицы переполошились, и вскоре Пров замечает на земле птенчика. Мужчина сожалеет, что у него нет крыльев, чтобы облететь мир и найти счастливчика. Неожиданно появляется пеночка и просит отпустить малыша. За это она готова выполнить любые пожелания путников.

Крестьяне желают еды и одежды. Получив всё это, он отправляются по миру, чтобы найти самого счастливого человека.

Глава 1. Поп

Странники идут весь день. Время действия — начало мая. Они подмечают всё, что видят: деревни, избы, снег, травку и березки. К вечеру им встречается поп. Крестьяне останавливаются и решают узнать, счастлив ли он, как доказывал им Лука.

Поп серьезно отнесся к вопросам и стал рассуждать. По его мнению, главное для человека — «покой, богатство, честь». Покоя у него нет, так как приходится в любое время года и даже в плохую погоду идти отпевать или крестить. Ему тяжело смотреть на смерть людей.

Чести, по его мнению, тоже нет. Поп говорит, что часто поповских детей обзывают «жеребячье породой», с ним избегают встречи, никто не хочет с ним общаться.

Богатство святой отец также не нажил. Он с умилением вспоминает о том, как раньше жили. Его уважали, почитали, приглашали к себе богатые господа, а теперь он никому не нужен. А бедняки, которые зовут его, порой так бедны, что взять копейку у них поп не может, поэтому считать его счастливым человеком нельзя. Правдоискатели соглашаются с попом и ругают Луку.

Глава 2. Сельская ярмонка

Странники следуют дальше, но в попадавшихся им деревнях не было людей. Вскоре встречный мужчина рассказывает им, что все находятся на ярмонке в соседнем селе Кузьминское. Компания решает идти туда, потому что среди множества людей легче отыскать счастливого человека.

Село считается богатым, но крестьяне замечают грязь и разорение. Больше всего в Кузьминском кабаков, так как алкогольные напитки пользуются спросом у народа. Люди веселы и активны, одеты в праздничные наряды.

Через некоторое время путники видят плачущего Вавилу. Бедный старичок спустил все деньги н вино, хотя обещал внучке красивые ботиночки. Никто из прохожих не может помочь ему, но среди толпы появляется Павлуша Веретенников. Он не может смотреть с равнодушием на эту сцену, и поэтому покупает девочке новые ботинки. Все окружающие рады такой развязке.

А путники останавливаются перед книжной лавкой, где продаются книги и картинки. Автор переживает, что народ не ценит настоящих книг и не понимает их ценности.

Также им встречается балаган, где показывают представление. Правдоискатели подмечают, насколько остроумны простые люди, как метки их слова и выражения.

Покидая село, мужичкам кажется, что от пьянства шатается все село и даже церковь.

Глава 3. Пьяная ночь

Наступила печальная и тихая ночь. Повсюду лежат и барахтаются пьяные люди. Отовсюду доносятся обрывки разговоров. В них говорится о взятках, женской любви, царских указах. Только главные герои сохраняют трезвую голову. Вот на дороге им встречается парень, который закапывает свою поддевку. Он говорит, что хоронит свою матушку.

Из канавы доносятся голоса женщин, которые не хотят идти домой, так как там им очень плохо живется. Они признаются, что «домой идти тошнее, чем на каторгу».

На дороге главным героям вновь попадается Павлуша Веретенников. Он разговаривает с пьяными крестьянами и записывает их речь в книжечку, потом упрекает их, что всем народ хорош, только пьет много.

Но лежащий мужичок возразил Веретенникову. Он говорит, что нельзя завидовать их веселью, так как больше всего простые люди работают, и единственная утеха — вино. Те, кто не пьют, маются еще больше пьющих. Многие меряют, сколько выпил работник, а сколько он работал и сколько у него горя, никто не меряет. Только выпив чарочку, крестьянин оттаивает, становится веселым и чуточку счастливым. Павлуша узнает, что этого мудрого мужика зовут Яким Нагой.

История Якима очень грустная. В молодости он поехал в Питер на работу, там, после тяжбы с купцом, угодил в тюрьму. Вернулся на родину «как липочка ободранный». Теперь только непосильным трудом он добывает пропитание. Однажды с ним приключился интересный случай. Купил он как-то картинок, повесил их в избе и любовался ими. Неожиданно в деревне начался пожар, и Яким в первую очередь бросился спасать картинки, а не накопленные деньги — тридцать пять целковых. Изба обвалилась, и деньги превратились в один комок. Но, вновь обустроившись, Нагой повесил картинки на место, прикупив еще и новые.

Тут все крестьяне сказали, что Яким сказал слово верное, им нужно пить. В этом их сила.

Глава 4. Счастливые

Главные герои предлагают ведро водки тому, кто окажется счастливым. Вскоре их обступил народ. Сначала к ним обратилась старушка с одним глазом. Она радовалась богатому урожаю репы. Потом приковылял солдат, оставшийся в живых после военных действий. Следующим подошел каменотес, довольный тем, что обладает огромной силушкой и может делать любую работу. Ему возражает Трифон, жалующийся на свою судьбу. Он тоже когда-то был сильным и здоровым, но начальство поступило с ним подло, и мужик надорвался. Теперь страдает от болезней. Его мечта — умереть на родине.

Гордиться собой «любимый раб». Он всю жизнь служил у князя Переметьева. Гордится тем, что у него есть болезнь «подагра», которую он получил из-за того, что вылизывал грязные тарелки и допивал за другими шампанское.

Крестьянин-белорус доволен тем, что сейчас он может есть ржаной хлеб, а не ячменный. Много нищих подходило к мужичкам, но никого они не признавали «счастливчиками».


Тут им дали совет — найти Ермилу Гирина. Тот торговался с Алтинниковым за мельницу. Было объявлено, что если он сейчас же принесет тысячу, мельница будет его. Ермил вышел на площадь и обратился ко всем присутствующим. Все настолько уважали этого человека, что сразу же собрали нужную сумму. Спустя семь дней Гирин вернулся и каждому вернул занятые деньги. Окружающие относились к нему с почтением, потому что с юных лет молодой человек был добрым и умным человеком. В 20 лет он служил писарем, и оказывал помощь всем, кому она была необходима, при этом плату не брал. К нему обращались за советом, за составлением документов. Вскоре люди избрали его бурмистром. Но случилось так, что, пользуясь своим положением, Ермил, отправил в армию вместо брата другого человека. Долго с этим грузом на сердце бурмистр жить не смог. Он покаялся, хотел даже повеситься. Потов, вернув парня домой, ушел с должности.

Путники хотят найти этого «счастливчика», но узнают, что Гирин попал в острог. Все расходятся, а семь героев встречают пузатенького помещика.

Глава 5. Помещик

60-летний Оболт-Оболдуев сначала испугался мужиков, но, узнав о цели их путешествия, дает христианское слово сказать всю правду о своем житье.

Помещик начинает рассказ о своем происхождении. Некоторые из предков прославились убийствами и грабежами. Затем, вспоминая былое время, Оболт-Обоолдуев говорит, что был очень счастлив, так как каждая травинка принадлежала ему. Все живые кланялись и старались угодить помещику. Богатство лилось рекой, праздники были великолепные и роскошные. Он увлекался охотой, имел много псов, борзовщиков. Хозяин жизни делал всё, что душе угодно «кого хочу — помилую, кого хочу — казню».

Теперь же все прошло. Слышится похоронный звон. Это звон по ушедшей помещичьей жизни.

Герой жалеет о прошлой жизни, о том, что теперь нет порядка, поля недосеяны, лес воруют. Люди советуют ему трудиться, но он не умеет этого делать. Помещик считает, что его вины в этом нет, ведь за все годы никто не научил его, как работать.

Мужики приходят к выводу, что реформа прошлась одним концом по крестьянину, а другим по помещику.

Последыш (из второй части)

Петровки. Время сенокоса. Путники подошли к Волге. Увидели, как крестьяне косят сено. В них проснулось желание поработать. Все семь мужиков взялись за косы.

Вдруг послышались крики, чтобы все работали дружнее — едет помещик. Причалили лодки, старенький помещик в окружении родных стал осматривать сено. Посчитал, что оно мокрое, начал кричать, велел пересушить, хотя все было в порядке.

Правдоискатели удивляются. Влас рассказывает, что это князь Утятин. Был он очень богат, дурил, считался жестоким. Его «хватил удар», когда дошла весть о новом законе. Больной и озлобленный князь грозился лишить сыновей наследства, считая тех предателями.

Тогда одна из снох сказала ему, что закон отменили, а крестьян приказали помещикам вернуть. Как маленький, обрадовался Утятин. А сыновья уговорили крестьян подыграть им, пообещали деньги. Некоторых мужиков даже уговаривать не пришлось. Они настолько привыкли к своему рабскому положению, что воля для них хуже смерти. Например, Ипат радуется, что ему оказали милость и зимой искупали в проруби.

Некоторые не могли вынести этого представления. Агап Петров говорит всю правду барину. За это князь приказывает наказать бунтовщика. Агапа отводят в кузницу, дают вина и просят кричать, как будто его бьют. В результате, от чрезмерного возлияния крестьянин умер.

Главные герои оказываются на пиру Последыша. Они слышат похвальное слово крепостному праву. Наевшись и напившись, Утятин спокойно отходит в мир иной. Наступило облегчение, но положенных денег и земель наследники Последыша бедным людям не дали.

Крестьянка (из третьей части)

Путешественники решают пообщаться с женщинами и попробовать среди них отыскать «счастливицу». Им посоветовали отыскать Матренушку Корчагину. На тот момент ей было тридцать восемь лет, она была красивой, дородной и хозяйственной женщиной. Себя считает старухой.

Ее судьба похожа на судьбы других крестьянок. Когда она жила с родителями, была счастлива и весела. родители ее холили и лелеяли. После знакомства с Филиппом, она становится его женой, но свекровь и золовка отнеслись к ней враждебно.

Через некоторое время у нее родился первенец Демушка. Следить за ребенком ей не давали, так как нужно было работать. За сынишкой приглядывал столетний Савелий, дедушка ее супруга. Этот пожилой человек привязался к Матрене, утешал и рассказывал различные истории из своей жизни. Он отличался силой и мужеством. Однажды, не выдержав самодурства управляющего немца, убил его. За это ему дали 20 лет каторги.

Как-то старик заснул, и мальчика съели свиньи. Сначала мать сильно переживает и не может простить Савелия. Позже, встретив его на могиле сыночка, прощает и забирает из монастыря, куда тот ушел после трагедии.

У женщины родились еще дети. Он вспоминает случай с сыном Федотом. Когда он нечаянно скормил овцу волчице, Матрена вступается за ребенка и просит наказать ее, а не дитя.

Беременная, крестьянка идет спасать мужа от рекрутчины. Она бросается в ноги губернаторше и просит помочь. Здесь рождается еще один сынок. Губернаторша жалеет бедную Матрену, возвращает ей мужа. Семья возвращается в деревню, теперь все, даже свекровь, уважают Корчагину и называют губернаторшей.

Обращаясь к странникам, крестьянка говорит, что среди представителей женского пола счастливых нет, ключики от счастья затеряны давно.

Глава 4. Пир на весь мир

Село Вахлатчина. Люди собирают пир, на котором присутствуют многие герои. Среди простых людей выделяются два молодых парня Савва и Григорий. Они семинаристы, мать умерла рано. Исполняются печальные песни. Вскоре начинают сказывать различные истории.

Первая — про холопа примерного — Якова Верного. У одного богатого помещика был слуга, который служил верой и правдой, выполнял всё, что приказывали, терпел унижения и побои «чем тяжелей наказанье, тем им милей господа». Но однажды попросил он не забирать в рекруты племянника единственного, барин отказал. Тогда Яков повез помещика в лес, и в назидание повесился. Испуганный барин долго переживал случившееся.

Мужики начинают спорить, кто же из людей самый грешный. Прохожий богомолец начинает предание о двух великих грешниках. Жил-был разбойник Кудеяр, много он убийств и грабежей совершил, но сжалился над ним Бог и вложил в него совесть и повелел ему снести вековой дуб. Тогда совершенные грехи не будут висеть над ним. Долго работал Кудеяр, но только после убийства жестокого пана Глуховского, дерево упало.

Крестьянин Прохоров считает, что грехи против мужиков тяжелее и говорит о том, как староста утаил последние слова своего господина. Тот приказал после своей смерти отпустить всех на волю. Однако староста, польстившись на деньги, не сделал этого.

Все молчат, грусть и тоска кругом. Исполняются песни солдатская, голодная. Но унывать не стоит, грядут лучшие времена, и скоро будут все петь песни веселые и залихватские.

Григорий Добросклонов хочет посвятить свою жизнь служению людям, он говорит, что будет счастлив тогда, когда будет счастлив простой народ. Его сердце наполнено любовью к матери и родной земле. Именно он станет народным заступником.




Краткие содержания произведений Некрасова Н.А.

  • «Дедушка»
  • «Русские женщины»
  • «Коробейники»
  • «Крестьянские дети»