«Кот и лодыри» - краткое содержание для читательского дневника


Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) — советский поэт, переводчик, критик, написавший много произведений для детей. С раннего возраста ребята знают такие стихи Маршака, как «Багаж», «Усатый-полосатый», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке». Одно из самых популярных произведений автора — «Кот и лодыри». Это стихотворение написано в 1933 году, в нём говорится о том, как много значит учение в жизни.

Тема произведения — леность школьников в получении знаний.

Идея стихотворения - знания необходимы для жизни, поэтому надо не лениться, а учиться с прилежанием. Людям дан разум, чтобы развивать его, пополнять свой умственный багаж, делать открытия, передавать свой опыт последующим поколениям.

Проблематика произведения - безответственное отношение школьников к учёбе, тогда как даже кот понимает необходимость образования, сокрушается, что для котят школы нет.

Основные герои произведения.

Лодыри — недобросовестные ученики, разгильдяи, которые вместо занятий развлекаются на катке. В школе им скучно, знания получать не интересно. Они так обленились, что умственные усилия их пугают.

Кот — стремящийся к знаниям зверёк, мечтает овладеть грамотой.


Сюжет произведения.

Зимним утром школьники лет десяти-одиннадцати шли на уроки, но оказались на катке — ноги сами привели, да и коньки всегда с собой. Ранцы за спиной, но они их, наверное, сбросили и стали самозабвенно кататься. В поле их зрения неожиданно оказался кот, вышедший из ворот, хмурый и ободранный. Лодыри полюбопытствовали, отчего он такой хмурый.

Кот посетовал, что, хоть он и умён, и красив, и молод (года ещё не исполнилось), но чувствует себя несчастливым, потому что не обучен письму и грамоте. Увы, школ для котят не строят, а ведь без грамоты теперь далеко не уйдёшь — пропитание раздобыть сложно, даже номер на воротах не разберёшь. Судите сами, каково ему жить неграмотным.

Лодыри не посочувствовали коту, не поняли его печали, они весело рассказали, что им скоро двенадцатый год пойдёт, их учат в школе всему, чему положено, но толку никакого — ничему выучить не могут их при таком прилежании. Дальше лодыри признаются, что учиться им лень почему-то. Целыми днями они катаются на коньках, чертят ими по льду, вместо того чтобы писать грифелем на доске.

Посмотрел на них кот и только сказал, что доводилось ему видеть лодырей, но таких отъявленных ещё не встречал.

Чему учит произведение?

Стихотворение призывает подрастающее поколение ценить возможность получать образование и добросовестно относиться к учёбе. Произведение учит ответственно относиться к урокам, даёт понимание, что знания — это настоящее богатство, они облегчают жизнь и делают её интереснее.

Отзыв о произведении.

Очень полезное и всегда актуальное стихотворение. Во все времена встречаются лодыри. Герои произведения не понимают желания учиться, они бравируют своей ленью и невежеством. Преуспели эти ученики только в катании на коньках. Лодыри не осознают, что уважать их не за что, даже кот отнёсся с презрением к таким глупым школьникам, не понимающим, что они теряют.



Еще краткие содержания произведений Маршака С.Я.:

  • «Двенадцать месяцев»