«Лисичка со скалочкой» - краткое содержание для читательского дневника


«Лисичка со скалочкой» — фольклорное произведение, русская народная сказка, жанровая разновидность которой — сказка о животных. Это произведение поучительного содержания: наглая, хитрая Лиса зарвалась в обмане и получила по заслугам.

Тема сказки — обман и его последствия.

Идея произведения - обманывать других — себе беду накликать.

Проблематика - самонадеянность хитреца, который обычно считает себя умнее других. Но всегда найдётся тот, кто его перехитрит.

Основные герои произведения.

Лиса — хитрая обманщица, от жадности потерявшая осторожность.

Хозяин последней избы — сообразительный мужик.

Собака — орудие возмездия, оттрепала лису.


Сюжет произведения.

Однажды Лиса нашла на дороге скалочку, взяла её (авось пригодится) и двинулась дальше. По пути зашла в деревню, постучалась в первую избу, попросилась на ночь, назвалась лисичкой-сестричкой. Не хотели хозяева пускать её из-за тесноты, но Лиса убедила, что не стеснит их, ей на лавке места хватит, а скалочка под печкой полежит. Хозяева её впустили.

Она устроилась на лавочке, как обещала, а на рассвете поднялась, скалочку украдкой сожгла и подступила к хозяевам с претензией: куда скалочку дели? И требует возмещения курочкой. Мужик спорить не стал, отдал курочку. Лиса идёт довольная собой и поёт о своём «подвиге».

Зашла плутовка в следующую деревню, так же напросилась переночевать, добрые люди её и запустили. Опять она улеглась на скамейку, курочку устроила под печкой, а рано поутру тихой сапой встала, курочку прикончила, съела, а потом скандалить начала: куда хозяева её курочку дели? И справляет с них гусочку взамен курочки. Хозяева люди смирные, отдали ей гусочку.

Идёт Лиса с гусочкой, довольная-предовольная, поёт песенку о себе, какая она умница. К вечеру она в ещё одну деревню зашла, снова в ближний дом попросилась переночевать. Опять её впустили, опять она скромно на скамье прилегла, гусочку под печкой приютила. Утром, только светать стало, Лиса подскочила — хвать гусочку! И съела. А потом давай у хозяина допытываться, где её гусочка. И требует за неё девочку.

А мужик и не думал девочку отдавать, ещё чего! Вместо девочки засунул он в мешок собаку и отдал рыжей плутовке. Идёт Лиса с мешком по дороге, скучно ей стало, и велит она девочке песни петь. А из мешка не песни раздались — рычание. Перепугалась рыжая, кинула мешок — и наутёк. А собака-то из мешка выбралась и за ней припустила.

Что есть духу бежит лиса. Наконец, видит под пеньком нору, юркнула она в неё, передохнула и давай спрашивать у своих ушек, ножек, глазок, хвоста, что они делали во время погони. Оказалось, все помогли: ушки слушали, ножки бежали, глазки глядели. И только хвост признался, что мешал бежать. Разозлилась на него Лиска, решила с ним расквитаться: из норы выставила, чтобы собака ела.

Собака тут же ухватила хвост, Лису вытащила из-под пенька и оттрепала за милую душу.

Чему учит произведение?

Сказка учит не пускать в дом кого ни попадя, не верить медоточивым речам. Сказка также показывает, что нельзя быть обманщиком, жадиной, учит, что за обман придётся расплачиваться, а на всякого хитреца найдётся ещё больший хитрец.

Отзыв о произведении.

Что называется, жадность фраера сгубила. Лисичка чересчур увлеклась, думала по такой схеме можно благоденствовать до бесконечности, но законы жизни суровы: на всякое действие есть противодействие.



Еще краткие содержания сказок:

  • «Никита Кожемяка»
  • «Сивка-Бурка»