«Лисичкин хлеб» - краткое содержание для читательского дневника


Рассказ «Лисичкин хлеб» Михаил Михайлович Пришвин написал ещё до войны, в 1939 году.

Тема произведения — лесные дары. Лес щедро одаривает человека дичью, грибами, ягодами, травами.

Идея произведения - пользуясь лесными дарами, надо знать, как и чем живут птицы, растения, чтобы жить в гармонии с природой.

Проблематика произведения - необычное всегда кажется интереснее привычного. Так можно привлечь ребёнка к простому хлебу, выдав его за «лисичкин».

Основные герои произведения.

Рассказчик (автор) — натуралист, охотник, собиратель. Он хорошо знает лес, жизнь птиц, их повадки, разбирается в травах.

Зиночка — дочь рассказчика, любознательная маленькая девочка, «капуля», которая и белый-то хлеб не всегда ела, но чёрный, «лисичкин», — с удовольствием.


Сюжет произведения.

Целый день рассказчик ходил по лесу, зато к вечеру вернулся домой с большой тяжёлой сумкой. Он стал выгружать из неё добычу, а дочка Зиночка с интересом рассматривала и задавала вопросы отцу. Он ей обстоятельно отвечал. Сначала он показал дочке большую птицу — тетерева, рассказал о его жизни в лесу: бормочет по весне, ест берёзовые почки, по осени любит спелые ягоды, а зимой зарывается в снег от мороза.

Показал он ей и рябчика, посвистел на дудочке, как рябчик свистит, и Зиночке дал дудочку. Затем настал черёд грибов, разных по цвету и достоинству. Принёс отец домой и ягоды лесные: костянику, бруснику, чернику. Ещё Зиночка увидела кусок смолы сосновой и узнала, что это лекарство для деревьев. Смолой деревья сами лечат свои раны, полученные от людей.

Дошла очередь до чудесных трав, которые рассказчик принёс специально для Зиночки. От каждой — цветочек, листик или корешок. Много трав знает герой и со всеми знакомит дочь. Под одной из них — заячьей капустой — лежал у него кусок хлеба, простого, чёрного. Забыл его съесть автор в поисках добычи.

Зиночка, обнаружив кусок ситного среди лесных даров, несказанно удивилась: как это в лесу хлеб оказался? Отец и пошутил: почему бы в лесу хлебу не быть, если капуста есть. Зиночка возразила: капуста — заячья. Отец не растерялся: а хлеб — лисичкин. И предложил попробовать. Девочка простодушно поверила, сняла пробу и начала есть да похваливать лисичкин хлеб. С тех пор так и повелось. Зиночка дома и к белому хлебу не притронется, а как из леса отец лисичкин хлеб принесёт, так съедала его дочиста.

Чему учит произведение?

Рассказ учит интересоваться жизнью леса — повадками птиц, разновидностями грибов, ягод, травами, которых множество, и у каждой из них особые лекарственные свойства. Не менее интересна и жизнь деревьев, которые сами способны себя лечить. Только зная природу, понимая её законы, можно по-настоящему любить её, беречь, пользоваться её дарами разумно, а не хищнически.

Произведение учит, как помочь ребёнку увидеть в обычном и привычном нечто удивительное. Стоило только отцу назвать простой чёрный хлеб лисичкиным, так он сразу стал для девочки самым вкусным. Это не обман и даже не хитрость, а маленькая сказка, в которую верят все дети (то же, что зайчик гостинец послал). Детство без сказки немыслимо, сказка делает жизнь ребёнка радостнее и интереснее.

Отзыв о произведении.

«Лисичкин хлеб» М.М. Пришвина — добрый рассказ о маленькой девочке, которая знакомится с богатством леса, разнообразием его полезных даров. Отец рассказывает о каждом, и в её представлении складывается картина лесной жизни. Простой хлеб среди занимательных отцовских приношений тоже приобрёл характер необычного.



Еще краткие содержания произведений Пришвина М.М.:

  • «Кладовая солнца»
  • «Берестяная трубочка»
  • «Ребята и утята»