«Облако в штанах» - краткое содержание (пересказ)


Владимир Маяковский вошел в русскую литературу как поэт-новатор. В своих произведениях автор затрагивает актуальные темы современной для него действительности, показывает личное к ним отношение. В этой связи интересной становится поэма с необычным названием «Облако в штанах».

Главный герой – поэт красивой наружности двадцати двух лет от роду. Молодой человек дразнит обывателей, пытаясь заставить их думать, оценивать. Характер героя нельзя назвать сентиментальным, и мало в нем нежности, но он готов на отчаянный поступок – вывернуться наизнанку. Символично и то, что после этого остаются только губы. Поэту важно говорить, доносить свое слово. Правда, все-таки он обещает измениться, стать облаком в штанах, наполнить свою душу той самой нежностью, которой ему пока не хватает.

В первой части поэмы герой предается воспоминаниям, мысленно он возвращается в тот вечер, когда ждал Марию. Поэт волнуется, смотрит в окно, нервы будто выбивают чечетку. Время тянется немыслимо долго, а она все не идет. Душа молодого человека корчится от боли и стонет. И вот появляется та самая Мария. Но это долгожданное появление не приносит герою счастья: девушка сообщает, что выходит замуж. Поэт на резкие признания любимой пытается ответить равнодушием и выглядеть спокойным, но в сердце разгорается настоящий пожар. Его уже ничем не затушить, остается только кричать из последних сил.


А дальше произведение сюжетно меняется, о Марии поэт уже не думает, он рассуждает о творчестве, об общественном устройстве. Герой пытается опровергнуть все, что было сделано до него. Он не хочет читать книги, точнее даже не может, ведь ему хорошо известно, как тяжело создать произведение. А пока нет слов, подходящих, точно раскрывающих все, что таится в душе, улица корчится без языка. Улица олицетворяется Маяковским, у нее есть рот, в котором умерли все слова и сейчас находятся в процессе разложения. Правда, есть два слова, которые еще живы: «сволочь» и «борщ». Поэты разбегаются врассыпную, понимая, что этими словами не сказать ничего стоящего. Поэт же предвидит будущее, он находится в ожидании шестнадцатого года и готов дать свою душу на растерзание, водворить ее вместо знамени только лишь для того, чтобы увидеть прекрасное будущее.

Встретившись взглядом с глазами богоматери, герой недоумевает: зачем освещать своим божественным светом трактир и находящуюся в нем ораву? А вот себя он ставит в один ряд с апостолами. Может быть, он и вправду тринадцатый, самый красивый сын матери Божьей? Поэт замахивается даже на то, что его стихи будут использовать при крещении детей.

А в завершении снова появляется образ Марии. Он снова предается воспоминаниям, в рисующихся образах предстает прелесть губ девушки. Молодой человек просит ее тела, как верующий просит у Бога дать хлеб насущный. Имя Мария для поэта равнозначно с именем Творца. Если же девушка отвергнет нашего героя, он уйдет, проливая по пути кровь своего пылающего сердца. Одно только продолжает возмущать героя, почему Бог, обладая таким величием, не смог придумать поцелуи без мук? Может, он все-таки обычный божик? Ответа нет, вселенная спит.




Краткие содержания произведений Маяковского В.В.

  • «Про это»
  • «Клоп»