«Ребята и утята» - краткое содержание для читательского дневника


Советский писатель Михаил Михайлович Пришвин посвятил своё литературное творчество родной природе. «Ребята и утята» — рассказ, написанный в 1943 году.

Тема произведения — бездумная шалость ребят, причиняющая страдание живым существам.

Идея произведения - бережно относиться к миру природы, в том числе — животным, слабым и беззащитным.

Проблематика произведения - взрослые должны вовремя объяснять детям, что нельзя развлекаться животными так, что от этого им плохо. Прежде чем поддаться своему желанию схватить чьих-то хорошеньких детёнышей (утят, цыплят, котят и т. д.), надо подумать, как будет чувствовать себя их мать, и каково малышам, оторванным от матери.

Основные герои произведения.

Дикая утка (чирок-свистунок) — заботливая мать, осторожная, пугливая, беззащитная;

Утята — детёныши утки, маленькие несмышлёныши;

Мальчишки — озорные, глупые, действующие бездумно, хотя и не злые;

Рассказчик — человек умный, серьёзный, умеющий быть строгим, когда нужно. Любит природу, сочувствует трудностям животных.


Сюжет произведения.

Маленькая уточка-чирок отважилась, наконец, вывести утят из болотного леса к озеру. Путь лежал в обход деревни, растягивался на три версты — задача перед утиным семейством стояла непростая. Особенно опасны открытые места: их видят люди, лисицы, хищные птицы. В таких местах мать шла позади утят, чтобы не выпускать детей из виду.

Пропустила уточка вперёд своих малышей и при переходе через дорогу, рядом с кузницей. К несчастью, здесь их заметили ребята и стали бросать в них шапки, чтобы поймать. Пока это безобразие продолжалось, мама-утка металась в страшном беспокойстве, раскрыв клюв. Она то бегала, то летала в разные стороны. Озорники собрались уже и мать отловить, но тут появился взрослый человек — рассказчик.

Он заговорил с мальчишками, строго спросив, что они намерены делать с малышами. Те оробели и ответили, что пустят их. Рассказчик рассердился на глупость и жестокость их выходки: зачем ловили? где их мать теперь? Ребята дружно указали, где она находится. Уточка сидела неподалёку на холмике, рот её был раскрыт от волнения.

Мужчина приказал немедленно отнести ей всех утят. Шалуны, будто обрадовавшись приказанию, поспешили на холм с утятами. Мать, немного отлетев, переждала, пока ребята уйдут, а потом бросилась к своим чадам. Она что-то крякнула им и устремилась к овсяному полю, все впятером засеменили вслед за матерью утята. Так, огибая деревню, утиная семья шла к озеру по овсяному полю.

Обрадованный рассказчик помахал утятам шапкой и пожелал им счастливого пути, чем вызвал смех мальчишек. Герой оборвал ребят — смеяться не над чем. Он пояснил им, глупышам, что не так-то просто утятам добраться до озера, а затем предложил крикнуть утятам «до свидания». Запылённые шапки взметнулись вверх, и раздался дружный ребячий крик: «До свидания, утята!».

Чему учит произведение?

Рассказ учит детей думать, прежде чем совершить какой-то поступок, учит ответственности, доброму отношению к существам незащищённым. Любить природу, не делать никому плохо — лейтмотив произведения.

Отзыв о произведении.

Рассказ добрый, воспитывает ответственное отношение к животным. Образ уточки в величайшем волнении, не могущей ничем помочь своим детям, вызывает сострадание, жаль также утят. Неизвестно, чем бы всё закончилось, не появись вовремя хороший человек, который вразумил ребят. Воспитывать их, похоже, было некому — 1943-й, война. Вот и бесчинствовали, не думая о последствиях своей проделки.



Еще краткие содержания произведений Пришвина М.М.:

  • «Кладовая солнца»
  • «Берестяная трубочка»
  • «Лисичкин хлеб»