«Витя Малеев в школе и дома» - краткое содержание (пересказ)


Повествование ведется от лица главного героя, Вити Малеева. Он начинает свой рассказ с того, что закончились каникулы, и он идет в четвертый класс. Мальчик размышляет о том, что целое лето играл, а не занимался математикой, как обещал учительнице Ольге Николаевне. Мальчику было стыдно, что он не читал учебники, а только рассказы и сказки.

И вот одним прекрасным утром первого сентября он идет в школу. Мальчишка радовался, что снова увидит одноклассников, ему кажется, что он возвратился из далекого путешествия на родину. Но его радость была омрачена тем, что его друг Федя Рыбкин уехал с родителями из города и неизвестно, смогут ли они когда-нибудь встретиться. И с грустью герой думал о том, что он скажет учительнице, которой дал обещание самостоятельно позаниматься математикой. Поэтому настроение у Вити испортилось. Но одноклассники развеяли его грусть своими рассказами о лете.

На втором уроке Вите стало стыдно, что он даже таблицу умножения не помнит, чем огорчил учительницу. И мальчишка решает «начать все с чистого листа». Но его благородным порывам мешает лень. Самые легкие домашние задания он выполняет, а на арифметику не остается сил.

В класс, где учится Малеев, пришел новичок Костя Шишкин. Ребята начинают дружить. Однажды дождливым днем, сидя за уроками, Витя выполняет все задания, кроме арифметики. Он быстро собирается и идет к однокласснику Сорокину, который хорошо разбирается в арифметике с просьбой помочь разобраться с домашним заданием. А Сорокин любил играть в шахматы, и предлагает Малееву сыграть с ним. Тот отказывается, но все-таки несколько партий они сыграли, и так как Витя играл плохо, то постоянно проигрывал и слушал от своего неуравновешенного одноклассника разные обидные слова. И когда Сорокин объяснял арифметику, то тоже проявлял свой характер, и Малеев почти ничего не понял. Но Витю задело то, что он не смог обыграть его ни разу в шахматы, и он стал ходить к нему каждый день заниматься арифметикой, и мальчики целыми днями играли в шахматы.


Витя и дома учился играть с сестрой Ликой и с папой, который дал ему учебник по шахматной игре. Со временем упрямый мальчишка научился играть и уже постоянно выигрывал у Сорокина. Из-за шахмат арифметику Витя так и не понял. И он решает подтянуться по этому предмету и бросить шахматы, чем очень расстроил своего одноклассника.

В школе решили провести вечер самодеятельности, а Малееву и Шишкину из-за плохих отметок не разрешили в нем участвовать. Ребята придумали как привлечь к себе внимание и с помощью сестры Малеева сшили из старого матраца лошадь для роли сказочного героя Руслана. Во время представления лошадиный макет, в котором спрятались друзья, очень развеселил зал. После выступления им рассказали, что они сорвали спектакль.

Вите было стыдно, что он не успевал по арифметике, и он старается найти выход из ситуации. Ему предлагает помощь одноклассник. И мальчишка уже немножко стал вникать в эту область науки. А на тот момент его младшая сестра просит помочь решить задачу. Вите было стыдно не решить, и он начал думать, рассуждать и решил задачу, которая вначале ему показалась сложной. Он понял, что ему надо повторить пропущенный материал, и тогда он сможет разобраться в изучаемом материале. Это были его первые успехи по арифметике.

Друг Малеева, Шишкин, заводит себе морских свинок, черепах, белых крыс и еще собаку, которую он привел с улицы, назвав Лобзиком. Уход за животными занимал огромное количество времени - и Костя запустил учебу. Когда надо было писать диктант, он притворялся больным - и мама оставляла его дома, пока не заметила, что Костя притворяется. Она поставила условие, что собака останется в доме, если Костя исправит оценки.

Костя и Витя вместе со своим классом идут на цирковое представление, и Костя, насмотревшись на дрессированных животных, начал дрессировать Лобзика. Из-за этого герой стал прогуливать уроки, считая, если он будет работать в цирке, то учиться не надо. Но Косте надоедает дрессировка, и мальчишка уже хочет быть акробатом. Витя поддерживал друга, занимался с ним. Несостоявшийся дрессировщик начал прогуливать уроки. Учительница пытается помочь запутавшемуся мальчишке, и даже договаривается с директором. Директор попросил Малеева помочь другу в учебе, и советует Косте выступить со своим Лобзиком на школьном мероприятии. И на новогоднем вечере Костя с собакой и другом успешно выступили. Всем ребятам очень понравился номер.

В учебе Витя подтянул своего друга, и тот тоже понял, что все дела надо делать вовремя, уделять время и для учебы, и для развлечений. Ребята стали хорошо учиться, им поручили создать в классе библиотечный уголок. Они отнеслись к такому поручению очень ответственно. Витя и Костя заканчивают четвертый класс с одними пятерками.