«Заплатка» - краткое содержание для читательского дневника


Советский детский писатель Николай Николаевич Носов (1908–1976) писал для детей короткие истории, воспитывающие в детях честность, отзывчивость, трудолюбие. Одна из таких — рассказ «Заплатка», написанный в 1956 году.

Тема произведения — приучение детей к труду, воспитание настойчивости.

Идея рассказа - нужно учиться всё делать самому, а будущему солдату — тем более.

Проблематика произведения - родителям необходимо настоять, чтобы ребёнок сам обслуживал себя. Мама Бобки не стала зашивать порванные на заборе штаны сына, и мальчику пришлось самому учиться ставить заплатки.

Основные герои произведения.

Бобка — восьмилетний мальчик, который величался своими штанами защитного оттенка (солдатские!). Цветом штанов исчерпывалось сходство Бобки с солдатом: он ничего сам не умел. В силу обстоятельств ему пришлось научиться ставить заплатки. При этом он проявил настойчивость и терпение.

Мама Бобки — умная и строгая женщина. Она отказалась зашивать порванные штаны сына, чтобы он сам привёл их в порядок. Так она приучала его к самостоятельности, которая в дальнейшем поможет справляться с трудностями.

Ребята — товарищи Бобки. Они немного завидуют солдатскому «обмундированию» приятеля, но в целом правильно оценивают его поведение, побуждая к исправлению. Сначала ребята посмеялись над рваными штанами Бобки — вид совсем не солдатский. Когда герой починил их, то получил от товарищей одобрение.


Сюжет произведения.

Мальчик Бобка был счастливым обладателем зелёных штанов. Точнее, они были защитного цвета. Бобка любил ими похвастаться: как у солдата! Ребята ему завидовали, ни у кого больше таких замечательных штанов не было.

Один раз Бобке не повело. Преодолевая забор, он разодрал знаменитые штаны. Конечно, герой расстроился. Кинулся Бобка к маме, чтобы она зашила, но получил категорический отказ: «Ты будешь штаны по заборам рвать, а я — зашивать?». Дальнейшие жалобные просьбы не подействовали, мама осталась непреклонной, предложила только самому научиться зашивать.

Бобка решил так ходить, с дырой. Но во дворе ребята подняли его на смех: что это за солдат в рваных штанах! Попытка оправдаться маминым отказом в починке штанов не имела успеха — солдаты сами всё делают. Бобка устыдился, пришёл домой, попросил у мамы всё необходимое для латания дыры и засел за работу.

Пришивать заплатку без сноровки оказалось не так-то просто. Мальчик исколол пальцы, а заплатка торчала сушёным грибом, ткань вокруг неё сморщилась. Словом, получилось некрасиво. С ворчанием Бобка отпорол её и начал работу заново. Во второй раз он действовал более обдуманно: приложил заплатку к штанам и обвёл её химическим карандашом. После этого прилежно и неспешно герой стал пришивать латку, следя, чтобы она не выходила за черту карандаша. Бобка долго пыхтел, но, когда всё сделал, заплатка выглядела отлично.

Он облачился в починенные штаны и показался во дворе, а ребята, оглядев, похвалили работу. Довольный Бобка разошёлся: пожалел, что оторванных пуговиц нет, а то бы пришил.

Чему учит произведение?

Рассказ призывает к самостоятельности, умению обслуживать себя. Произведение учит соответствовать образу, на который стараешься быть похожим. В данном случае — солдату. Рассказ учит терпению и настойчивости. Если с первого раза что-то не получилось, не опускай руки.

Отзыв о произведении.

Вроде бы простенький рассказ, но действенный. Ребёнок, прочитавший его, старается примерить на себя, как бы он смог починить порванную вещи или пришить пуговицу. Одновременно появляется понимание, что этот труд потребует терпения, так как с первого раза может не получиться.



Еще краткие содержания произведений Носова Н.Н.:

  • «Живая шляпа»
  • «Фантазеры»
  • «Телефон»
  • «Мишкина каша»