Актуальное и вечное в пьесе Островского «Гроза»


Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. Причем актуальной она является не только для времен самого писателя, но и для современности.

Пьеса «Гроза» становится актуальной, потому что и в современности общество делится на тех, кто правит и властвует, и тех, кто подчиняется, имея лишь минимальные шансы исправить сложившуюся ситуацию.

А.Н. Островский, показывая борьбу старого и нового, выражал мысль о необходимости коренных преобразований. Эта мысль становится актуальной. Общество постоянно развивается, его принципы претерпевают изменения. Старшее поколение не должно заставлять младшее поколение жить в соответствии со старыми порядками. Нужно открыто идти навстречу обновлениям и изменениям.


В пьесе «Гроза» поднимаются многие вечные проблемы. А.Н. Островский показывает, к чему приводит брак без настоящей любви. Тихон и Катерина не любят друг друга, и они несчастны. Никакие притеснения Кабанихи и ее жестокость не были бы страшны Катерине и Тихону, если бы они любили друг друга по-настоящему, всем сердцем. Отношения Катерины и Бориса, когда Борис фактически отказался нести ответственность, позволяют выразить мысль о том, что любовные отношения не стоит начинать, если не чувствуешь к человеку искренних чувств. Если бы Борис не пришел бы к Катерине, их жизни бы потекли совершенно по-другому.

Вечной становится и проблема взаимоотношений между родителями и детьми. Родители не должны подчинять своей воле, не должны заставлять слушаться во всем и всегда. Родители должны учить своих детей самостоятельности, иначе из них вырастут подобные Тихону, который не мог отвечать за свою жизнь самостоятельно, постоянно ожидая, что же ему скажет Кабаниха. А.Н. Островский показывает, что всякому ребенку нужно учиться самостоятельности, чтобы не быть таким безвольным, как Тихон.

Анализируя образы деспотов Кабанихи и Дикого, которые причиняют боль и несчастья своим родным и близким, можно сказать о том, что настоящее уважение невозможно добиться жестокими методами. Кабаниху и Дикого не уважают, а боятся. Даже собственные дети Тихон и Варвара во многом упрекают Кабаниху, считая ее поведение безнравственным. Современному человеку важно понимать, что уважение окружающих людей нужно добиваться положительными, а не отрицательными качествами.

Еще одной вечной и актуальной для всех времен проблемой становится проблема свободы. Варвара и Кудряш приспосабливаются к обстановке «темного царства», Тихон и Борис смиряются с ней. Можно ли назвать этих персонажей по-настоящему счастливыми? Они ощущают, что старые порядки, которые им приходится соблюдать, уже давно требуют искоренения, однако ничего не делают для того, чтобы изменить общество. Тихон, Борис, Варвара, Кудряш не свободны, они не вольны в своих поступках, поэтому их нельзя назвать счастливыми. Катерина идет против самодурства, против «темного царства». Она единственная борется за собственную свободу и за свободу всего общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Спор о «Грозе» Островского (Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев, П. Мельников-Печерский)
  • Проблематика пьесы Островского «Гроза»
  • «Свои» и «чужие» в городе Калинове (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Калинов как «сборный город» (по пьесе Островского «Гроза»)