Актуальность рассказа Чехова «Человек в футляре»


Рассказ «Человек в футляре» А.П. Чехова читает уже несколько поколений. Произведение остается популярным благодаря проблеме «футлярности».

Из рассказа узнаем об учителе Беликове, который привык жить осторожно, лишь бы «чего не вышло». Для этого он использует все возможные способы: одевается так, чтобы полностью скрыть себя за одеждой и аксессуарами, соблюдает все законы. Но и этого ему мало, Беликов следит за другими, чтобы они не нарушали закон, если же нарушение замечено, он готов тут же доложить о нем начальству.

Сегодня есть такие же беликовы. Это люди, которые не доверяют никому, ищут во всем подвох, хоть причин никаких нет. А сколько людей доносят о поступках других, чтобы спасти свою шкуру.

Не всегда в современном обществе «футляр» проявляется внешне. Скрывают свои мысли, эмоции и люди, которые выглядят вполне обычно. Думаю, чехлом в современном мире служит и Интернет. Ведь многие в соцсетях пытаются показать себя не такими, как в жизни и это тоже своеобразная защитная реакция.

Автор дает возможность увидеть таких людей со стороны, чтобы читатель имел возможность увидеть, как может закончиться, «футлярная жизнь», сколько тревог и страхов она может принести человеку.


Также в романе раскрыта всегда актуальная тема любви. Сердце учителя древнегреческого языка наполняется чувствами к Варваре Саввишне, но герой отказывается от любви из-за излишней осторожности.

А.П. Чехов показывает гимназию изнутри. Он не скрывает, что учителя держатся за свои места, а решения принимают, руководствуясь страхом перед начальством. Боятся они и Беликова, который готов докладывать о любом поступке. Вот почему, по совету учителя древнегреческого языка, из гимназии исключают ученика.

Антон Павлович намекает, что мерзкие поступки совершаются не только в гимназии. Ради карьеры его современники готовы на многое. К сожалению, в наше время ничего не изменилось. «Чинодралы» (так в рассказе Михаил Коваленко называет учителей гимназии) есть и сегодня, причем в каждой сфере деятельности.

Автор «Человека в футляре» показывает, что нечего ждать перемен в обществе, пока те, кто страдает от несправедливости, не начнут отстаивать свои права. Для этого он изображает товарищей, которые по-разному относятся к проблемам современного им общества. Буркин замечает их, рассказывает о них, но не углубляется, не пытается найти решение. Чимшу-Гималайского они беспокоят куда больше. Но есть герой в этом рассказе, с которого стоит брать пример – Михаил Коваленко. Молодой человек не только открыто выражает свое мнение об атмосфере гимназии, но и вступает в конфликт с Беликовым, которого все так боятся.

Таким образом, рассказ Антона Павловича Чехова остается актуальным, потому что и в наше время есть «футлярные люди», хоть проявления футлярности несколько иные. Кроме того, читатель любого времени может заметит в произведении героев, с которых стоит брать пример.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • История создания рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Проблематика рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Встречаются ли Беликовы в наше время? (по рассказу Чехова «Человек в футляре»)