Анализ баллады Жуковского В.А. «Кубок»



Автор и название баллады

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Кубок».

История создания баллады «Кубок»

Балладу «Кубок» Василий Андреевич Жуковский начал писать еще в 1818 году. За основу он взял произведение немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. Русский писатель хотел создать максимально похожую балладу, сохранив все стилистические, смысловые и композиционные особенности. Однако при написании произведения у него возникли сложности. Жуковский несколько раз вновь принимался за работу и откладывал ее на потом. В 1825 году А.С. Пушкин пишет своему учителю: «Кончи, ради Бога, Водолаза!». «Водолаз» именно так назывался первоисточник, главный герой которого отправляется на морское дно, потому что был очень жадным. Жуковский меняет смысл баллады. У него герой ныряет за кубком, чтобы доказать свою храбрость. Только в 1831 году автор наконец-то завершает свое произведение. Оно выходит в печать во втором томе сборника его баллад.

Жанр, тема, идея, основная мысль баллады «Кубок»

Жанр этого произведения — романтическая баллада с трагическим финалом. Здесь заметно сочетание реального и фантастического, исторической и сказочной основы, ярких, нетипичных героев. Есть сюжет, который умещается в небольшое по объему произведение.

Для жанра баллады характерны олицетворения, метафоры и лексические повторы.

Сюжет баллады «Кубок» состоит в следующем. Царь бросает золотой кубок со скалы в пучину моря и призывает рыцарей или латников прыгнуть за драгоценным сосудом и достать его. Такой призыв звучит трижды, и никто не решается на такой поступок, ведь там можно погибнуть. Тут молодой паж снимает епанчу и идет к скале. Все вокруг удивлены тем, что юноша решился на такой смелый шаг. Паж подошел к обрыву, а внизу бушевали волны. Неожиданно все смолкло, пучина разверзлась. Юноша призвал Спасителя и прыгнул вниз. Все замерли в ожидании. Никто уже не ожидал, что красавец выплывет наверх. Волны бушевали, ветер выл, но тут из воды показался юноша, и в руке его был кубок.

Царь приказал дочери дать герою виноградную струю. Молодой человек рассказал, что в пучине воды его крутило и бросало, но он стал молиться. Вскоре юноша увидел утес, обхватил его. Оказалось, что кубок тоже висел на этом утесе. Главный герой признается, что морские чудовища хотели схватить его, но он сумел выпрыгнуть наверх.

Царю понравился рассказа пажа. Он решил подарить ему кубок и алмазы, а потом сказал, что юноше нужно повторить подвиг и рассказать, что происходит на морском дне. За это он готов ему отдать в жены свою дочь. Юноша отважно бросается вниз. Девушка с надеждой смотрит в море, но герой погибает.

Главная тема произведения — тема жизни и смерти. Автор хочет сказать нам, что жизнь — это ценный дар, и никакие блага не могут заменить ее. Часто покидают этот мир отважные люди, которые молоды и отчаянны. Именно таким был молодой паж, который неразумно бросился в море за поиском счастья и погиб.

Тема судьбы также присутствует в балладе. Юноша испытывает судьбу, при этом обращается за помощью Бога. Первый раз все прошло благополучно, но то, что произошло на выступе скалы — предупреждение. Нельзя играть со своей судьбой, второго шанса она может не дать. Так и случается, паж погибает.

Главная идея произведения состоит в следующем: человеческая жизнь бесценна, ее не сможет заменить ни богатство, ни желанная цель. Нужно добиваться успеха упорным трудом, не стараясь в один миг стать героем. Мир природы хранит тайны, в которые человеку не дано проникнуть, а вмешательство в чужой мир влечет трагедию. Расплата за свои поступки — одна из важных мыслей, которая раскрывается в балладах В.А. Жуковского.

В произведении заметно эмоциональное напряжение. Настроение меняется. В самом начале «Кубка» интерес читателя вызывает царь, который бросает вызов своим рыцарям и ратникам. Когда же юный паж решается прыгнуть в воду, появляется чувство тревоги, и оно не проходит до того момента, пока пловец не выплывает из пучины. Кажется, что все плохое закончено, однако у царя появляется новая идея — узнать, что там в глубине моря. И вновь появляется тревожное настроение, сменяющееся отчаянием.


Художественные средства в балладе «Кубок»

Главную мысль автора раскрывают различные образы и художественные средства. И один из значимых — образ моря, пучина, глубина и огромные волны.

Образ кубка также несет на себе символичное значение. Это победа над собой, над своей трусостью, символ успеха, победы и удачи. Поборов свою робость, можно получить драгоценный опыт.

Главные образы баллады — царь, его дочь и паж. Каждый герой воплощает в себе определенные черты. Так, царь — это жестокость, любопытство. Девушка — доброта, любовь. Юный паж — храбрость и неразумность.

Так как произведение имеет черты фольклорного творчества, оно насыщено лексическими повторами, эпитетами, метафорами. Важную роль играет олицетворение. Море в балладе становится живым организмом, который может поглотить человека или отпустить на свободу.

Ритм текста музыкальный, сказочный, а стихотворный размер — трехсложный амфибрахий. Он характеризуется размеренность и призван настроить читателя на нужный лад. Рифма различается. В первых четырех строчках перекрестная, в двух последующих парная.

Звуковые повторы внутри слов помогают связывать строчки и наполняют текст звуками: звоном золотого кубка, бурлением волн, страхом перед пучиной моря.

Композиция баллады «Кубок»

Композиция баллады основана на быстрой смене событий, чередовании эмоций, прослеживается нарастание тревоги.

Экспозиция — царь, берег моря, рыцари и латники.

Завязка — правитель бросает драгоценный кубок в воду и призывает смелых рыцарей показать свою храбрость. Юный паж решается на прыжок.

Развитие события. Юноша видит в море различных чудовищ и выныривает с кубком. Царь вновь предлагает ему броситься в пучину, пообещав отдать в жены собственную дочь

Кульминация: повторный прыжок в море и ожидание.

Развязка: тишина и гибель пажа.

В балладе можно отметить композиционную стройность, все подчинено одной цели автора — доказать, что жизнь дороже всего остального.

Начало произведение сходно с фольклорным. Как и в сказках, царь три раза зовет смельчаков пройти испытание. Читатели понимают, что предстоит что-то опасное, на что не решаются даже прославленные рыцари. И вот герой выступает вперед. Острый момент — юноша бросается в воду. Томительное ожидание, описание моря и ликование. Паж жив, да еще достал драгоценный кубок. Тут бы нужно завершить повествование, но автор вдруг продолжает испытывать своего героя. В результате молодой человек вновь идет к морю. Последние строчки — это результат самонадеянности.

Поэтическая лексика баллады «Кубок»

В балладе «Кубок» происходит слияние общеупотребительной и устаревшей лексики. В.А. Жуковский первым стал использовать прием смешения разговорно-бытовых форм и старославянизмов. В произведение автор использует такие формы: «младого», «златой», «извергнуться». Не менее распространены поэтизмы, слова, несущие на себе оттенок возвышенной речи: «взор», «дерзновенно», «смиренно», «безгласны», «перстень». Встречаются слова, которые стали сейчас архаизмами: «жерло», «водомет», «гиена морская».

Образно-выразительные средства, которые использует Жуковский, разнообразны. Они помогают создать фантастические образы, дать характеристику героям и явлениям. Так, самыми распространенными тропами являются эпитеты: «пучину бездонную», «подвиг опасный», «красавец отважный», «бездна немая», «таинственной мгле».

Метафоры помогают создать образы, которые вызывают различные чувства у читателей: «чрево пучины», «пена кипела», «сердце ожиданием ноет», «чрево земли».

Многие эпизоды баллады построены на олицетворении. Так живым существом представлено море. Автор называет его «пучиной», «бездной», «чревом», которое «стонет», «разинулось черной щелью», «зев закрыла», «глотала глубина», «и воет, и свищет, и бьет, и шипит».

Гипербола: «пучина бездонная», «стоногое грозно».

Сравнения: «как будто гроза ревела», «как влага, мешаясь с огнем».

Присутствует в балладе и синтаксический параллелизм. Почти в каждой строфе заметно однотипное построение предложений.


Стилистические фигуры в балладе «Кубок»

Стилистические фигуры, используемые В.А. Жуковским, усиливают выразительность текста, придают нужную экспрессию. Так, в произведении можно найти антитезы, которые противопоставляют жизнь и смерть, страх и отвагу, море и землю.

Для баллады характерна инверсия. Непрямой порядок слов подчеркивает музыкальность и сказочный колорит. Например, «чудесен рассказ показался царю…».

В произведении можно встретить повторы слов и даже целых фраз. Это связано с тем, что творчество Жуковского было сходно с устным народным творчеством, сказками. Так, в «Кубке» царь три раза произносит одни и те же слова. А в тексте, в нескольких строках подряд видны лексические повторы, придавая напевность:» волна за волной», «пучина бунтует, пучина клокочет».

Используя прием умолчания, автор делает акцент на важных моментах текста, заставляя читателя прочувствовать весь ужас происходящего, задуматься о том, что должно произойти, замереть от ожидания: «Над бездной утихло…в ней глухо шумит…» или «...дымящимся пена столбом… и брызнуд поток…».

Кроме этого, синтаксис представлен различными синтаксическими конструкциями. Это вопросительные и восклицательные предложения, однородные члены предложения, деепричастные обороты».

Поэтическая фонетика баллады «Кубок»

Фонетические средства языка в балладе «Кубок» представлены в большом разнообразии. Прием звукописи передает шум, который создают волны. Читатель отчетливо слышит звук «р» в строчках «как будто гроза, наступая, ревела…». Звук «в» слышен, когда воют волны, а звук «з» — звон золотого кубка.

Анафора выделяет наиболее важные мысли и слова автора:

«Мелькнуло живой белизной…
Мелькнула рука и плечо из волны».

Или

«И долго дышал…
И божий приветствовал свет…»

Эпифора:

«Мелькнула рука и плечо из волны
И борется, спорит с волной…»

Ассонанс. В последних строчках слышен звук «у», как будто кто-то плачет по погибшему герою.

Образ лирического героя в балладе «Кубок»

Повествование ведется от имени рассказчика, которым является автор. Он с симпатией относится к главному герою, молодому пажу, но сожалеет о его неразумности.

Юноша отважился на прыжок в море, не потому, что хотел обогатиться, а потому что мечтал стать рыцарем. До этого звания ему бы пришлось многое сделать. Царь же предоставляет возможность подняться на несколько ступенек. Высшие силы помогают пажу в этом, но только один раз. Повторный прыжок в пучину моря заканчивается гибелью. Юноша бросается туда, потому что увидел неравнодушие девушки, дочери царя.

Автор называет героя красавцем, прекрасным, отважным. Он грустит, что произошла такая трагедия. Видно, для рассказчика важна душа героя, об этом он упоминает несколько раз. Такое же трепетное отношение и к молодой царевне. Автор передает ее чувства, показывая доброту и смелость. Она посмела высказать свое мнение отцу. А вот царь вызывает негативное отношение. Это тиран, для которого важны лишь собственные желания, а чужая жизнь для него ничего не значит.

Таким образом, автор учит читателей тому, что, прежде чем совершить какой-то поступок, тем более касающийся жизни, необходимо несколько раз подумать. Нужно ценить свою жизнь и не поддаваться на различные соблазны.

Литературное направление

Родоначальник русского романтизма В.А. Жуковский передал в балладе «Кубок» основные черты этого направления. Действие происходит в романтизированной обстановке. Создается атмосфера загадочности, тревоги. Море, скалы — это то, что привлекает читателей. Герои также не простые люди, а отличающиеся какими-то качествами. Так, царь — властный и жестокий правитель, паж — смелый и отважный, девушка — добрая и красивая.

Финал также соответствует романтизму. Герой погибает в море, а вокруг все оплакивают этого самоотверженного и храброго юношу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ баллады Жуковского «Людмила»
  • Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»
  • Анализ баллады Жуковского «Ивиковы журавли»