Анализ баллады Жуковского В.А. «Людмила»



Автор и название баллады

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Людмила».

История создания баллады «Людмила»

В.А. Жуковский был создателем множества баллад, за основу которых он брал произведения немецких поэтов. Не исключение и произведение «Людмила», которое автор написал и опубликовал в 1808 году в журнале «Вестник Европы». Сюжет схож с балладой «Ленора», написанной Бюргером. Немец хотел показать быт своего народа и его корни. Жуковский же опирался на русские традиции, поэтому в «Людмила» читатель находит фольклорные черты, таинственность и душевную простоту.

Жанр, тема, идея, основная мысль баллады «Людмила»

Произведение «Людмила» относится к национально-русской балладе. В ней отражен русский характер, чувства и отношения. Вместе с тем здесь соединились воедино лиризм и поэтичность. Чтобы приблизить героиню к русскому читателю, В. А. Жуковский заменил немецкое имя героиня, сделав его близким народу. Придал образу мягкие, нежные черты, соединив их с решительностью и страстью. В результате он создал удивительный мир фантастики и реальности, заставляющий читателей переживать и проживать жизнь главных героев.

Сюжет баллады начинается с описания тоски Людмилы, девушки, которая ждет своего жениха. Она грустит, не зная, вернется ли её суженый к ней. Вдалеке слышны топот, крики. Возвращается рать, но милого героини там нет. Она горюет, говоря о том, что ей незачем жить, если рядом не будет любимого человека.

Мать слыша слова дочери, начинает призывать её не произносить такие страшные слова. Женщина говорит о том, что привлекать смерть, большой грех, что главное — молиться. Но Людмила продолжала клясть Творца и призывала его на суд.

Вот наступает полночь. Девушка слышит конской топот. На крыльцо всходит суженый и начинает разговаривать с любимой. Он зовет девушку, а она начинает расспрашивать, откуда он взялся. Тот объясняет, что вдалеке есть у него келья, которую он покидает только ночью. Молодой человек просит её быть ему женой и говорит, что пора ехать. Он торопит суженую, так как ему дано немного времени.

Мертвец и Людмила отправляются в путь. Вскоре они оказываются на кладбище, жених вместе с конем прыгают в свежую могилу. Тут перед девушкой открывается жуткая картина. Мертвый парень манит ее пальцем и говорит, что теперь она должна разделить с ним его участь. Людмила каменеет и замертво падает в могилу. Творец выполнил просьбу героини.

Такой сюжет, где живые общались с мертвецами, был популярен в начале 19 века. Люди с большим интересом читали такие произведения. Жуковский создает балладу, в которой есть острый сюжет, фантастическая составляющая, тяга к неизвестному, трагический финал.

Автор раскрывает тему любви и смерти. На что способен человек ради любви, что с ним происходит, если любовь оказывается несчастной? На эти вопросы отвечает В.А. Жуковский. Людмила — чистая невинная девушка, которой очень тяжело. Ее любимый не вернулся с поля боя, поэтому она начинает проклинать свою судьбу и даже готова умереть.

Еще одна тему, которую затрагивает автор, тема скорби. Русскому человеку часто приходится страдать и скорбеть по близким людям. Но не все могут перенести это испытание, а Жуковский считал, что величие русского характера как раз и состоит в том, чтобы уметь преодолевать скорбь.

Главная мысль баллады заключена в словах матери девушки. Нельзя роптать на свою судьбу. Только смиренным и покорным уготовано место в раю, тот же кто бунтует, попадет в ад.


Художественные средства в балладе «Людмила»

Чтобы раскрыть идею смиренности и покорности судьбе, автор использует различные образы и средства художественной выразительности. Людмила воплощает в себе тот бунтарский дух, который не хочет смириться со смертью любимого. Она восстала против своей участи, против того, что ей уготовано, поэтому получает наказание — уходит в могилу вместе с любимым.

Образ матери противопоставлен дочери. В ее словах мудрость и правда. Нужно жить так, как предписывают христианские законы. Она наставляет девушку, но та не хочет слушать родного человека.

Мертвец — символ потустороннего, черного мира. У него есть совсем немного времени, чтобы забрать с собой в могилу любимую, и он успевает это сделать.

Мир делится на две части. Реальный, в котором смирение и жизнь. Мир мертвых, в котором мы слышим бой курантов, видим непонятные видения, кладбище.

Автор передает это метафорами, эпитетами, олицетворениями, синтаксическими средствами. Ритм стиха размеренный, вызывающий тревогу с самого начала, в нем постепенно нарастает отчаяние и крик. Стихотворный размер — четырехстопный хорей, в котором ощущается разговорная эмоциональность, порыв.

Рифма парная, встречается анафора, дополнительная рифма в самом начале строчек:

«Слышат, сосны зашатались,
Слышат: спал с ворот запор».

Встречаются переносы, когда акцент смещается на то слово, которое переносится на другую строку.

Есть звуковые повторы. Например, когда мертвец привозит Людмилу к могиле, слышно, как трещат доски — слышны звуки треска «з» и «р».

Композиция баллады «Людмила»

Построение баллады характерное для этого жанра. Читатель видит смешение диалога и монолога, реального и потустороннего мира.

Экспозиция: Людмила грустит о своем милом, так как не знает, почему он не возвращается: убит или женился на другой.

Завязка: Возвращаются ратники, но жениха девушки с ними нет. Она начинает роптать на свою судьбу. Происходит разговор с матерью.

Развитие события: приезд мертвеца и путешествие с ним на кладбище

Кульминация: Людмила видит гроб, из которого мертвый жених протягивает ей руки.

Развязка: героиня падает в могилу и навсегда там остается.

Гибель девушки предопределена с самого начала. Читая первые строфы, можно понять, что финал будет трагическим. Последние строфы — это итог того, что простой смертный смел роптать на свою судьбу.

Поэтическая лексика баллады «Людмила»

В балладе «Людмила» можно заметить смешение различных пластов лексики. Это общеупотребительная, разговорная и церковнославянская лексика. В диалоге между матерью и дочерью больше преобладают разговорные формы слов: «возопила», «родная», «миновалось», «сей», «брякнуло».

Большое количество славянизмов и их разновидности — поэтизмов: «зерцало», «возвращу», «смертный час», «обитель», «хладен».

Обилие слов устаревших, ставших архаизмами и историзмами: «лик», «перси», «очи», «дружина», «розно». Жуковский старался уловить незримое, народное и песенное в балладе.

Среди образно-выразительных средств можно выделить мрачные эпитеты, которые создают картину загробного мира: «темны кельи», «пустынные крики», «хладен, тих, уединенный», «черный ворон».

Метафоры тоже помогают представить эту картину потустороннего мира и ужаснуться от увиденного: «дом земли утроба», «прах гробовой», «постель — темна могила», «сладко спать в земле сырой».

Встречаются аллегорические образы. Так, ворон — это предвестник смерти. Немаловажное значение имеет ночь. Именно это время считается переходом из одного мира в другой.

Гипербола передает тот страшный мифический ужас, который появляется в балладе с появлением мертвеца: «все в ней жилки задрожали», «глухой подземный гром».

Сравнения чаще всего связаны с потусторонним и реальным миром. То, что находится за гранью сравнивается с настоящим, живым: «как усопший тихий глас», «будто плещет ручеек», «будто листья повилики».

Олицетворения: «спят пригорки», «бор заснул», «долина спит», «бор молчит».

Неповторимая мелодика баллады создается путем синтаксического параллелизма:

«Мрачен бор и мрачен лес…
Бор заснул, долина спит…
То из облака блеснет, то за облако зайдет…»

Все эти средства наполняют произведение русским национальным колоритом.


Стилистические фигуры в балладе «Людмила»

Использование поэтического синтаксиса помогает автору создать настроение произведение и вызвать в читателях тревожные чувства.

Одним из самых важных средств является антитеза. Она играет важную роль в балладе. Так, противопоставляются мир живых и мир мертвых. Отношение к жизни матери и дочери.

Действия, которые происходят днем и ночью.

Инверсия — еще один синтаксический прием, который характерен для баллады Жуковского. Непрямой порядок слов придает тексту напевность и художественную стройность:

«Месяц в водный ток глядится…»

«Вдруг усопшие толпою потянулись из могил…»

В «Людмиле» встречается огромное количество лексических повторов. Автор использует рефрен, чтобы подчеркнуть напряженность возникающей драматической ситуации:

«Краткий, краткий дан мне срок,
Едем, едем путь далек…»

Риторические вопросы и восклицания должны наполнить души читателей страхом и неподдельным переживанием за судьбу героини. Междометия усиливают эмоциональность, придают тексту живость. Особенно часто повторяется восклицание «Чу!» Это как бы предупреждение о том, что теперь начнется новый мистический период времени, когда все потустороннее оживает и может властвовать над живыми людьми.

В тексте присутствует и умолчание. Таким образом, автор останавливает движение и оставляет читателя в напряжении.

Смешение диалога и монолога помогает проникнуть в души героев и испытать их чувства.

Поэтическая фонетика баллады «Людмила»

Использование звукописи — прием, которым мастерски владел В.А. Жуковский. В балладе «Людмила» автор предлагает читателю прислушаться. На этом основан весь сюжет. Мы слышим тишину, биение сердца, топот коня, шепот мертвецов. Прием аллитерации помогает передает все эти звуки. Если это шепот, то отчетливо слышится «шшш». Когда скачет конь, раздается топот, и в словах присутствуют согласные «т», «п», «н». Тишина наполнена звуком «х».

Повторение гласных, ассонанс тоже не менее важен. Так, когда мать начинает диалог с Людмилой, слышатся гласные звуки «а» и «я». Это больше похоже на молитву, чем на обычный бытовой разговор.

Анафора работает на протяжении всего повествования. Она передает эмоции автора, заставляя обратить внимание на отдельные элементы строф:

«Рано жизнью насладилась,
Рано жизнь моя затмилась,
Рано прежних лет краса…»

Встречается и эпифора — одинаковое окончание строф.

«…ночи, …полуночи…»

Образ лирического героя в балладе «Людмила»

Историю Людмилы рассказывает нам автор (рассказчик). Несмотря на то, что героиня совершает грех, ропщет на судьбу, ему жалко девушку. Не зря он подбирает ей имя Людмила, что значит «милая сердцу». Она показана любящей страстной натурой. Для нее жизнь не имеет смысла без ее жениха, поэтому в сердцах девушка выкрикивает слова негодования и не хочет дальше жить. Автору близка позиция матери Людмилы. Именно в ее уста он вкладывает главную мысль о том, что нельзя совершать грех и говорить неосторожные слова. Они могут сбыться и произойдет трагедия. Мертвец появляется не потому, что услышал ее зов и мольбы. У него другая цель — наказать возлюбленную за слова и причитания, за желание изменить судьбу. При этом на протяжении пути он делает ей намеки на то, что он мертвый, что у нее есть шанс спастись. Это огонек, мерцающий вдали, символизирующий надежду, ярко горящие звезды, крик петуха. Однако Людмила не хочет этого замечать. Вскоре она испытывает ужас от увиденного, от мертвеца в гробу, но исправить ничего уже нельзя. Вот к чему может произойти собственные необузданные чувства и желания.

Литературное направление

«Людмила» — это первое произведение В.А. Жуковского, написанное им в направлении раннего романтизма. Здесь в большей степени, чем в других балладах, присутствует меланхолическое настроение, трагедийность. Героиня здесь наделена чертами романтического героя. Она страстная натура, которая не может жить без любимого человека.

Девушка теряет смысл в жизни и обречена на смерть, потому что без любви будущее невозможно.

Загробный мир тоже является показателем романтизма. Место, где происходит действие необычное, страшное, наводящее ужас. Из него невозможно выбраться. Гибель Людмилы предрешена, потому что она сама наслала на себя проклятие, и значит должна умереть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ баллады Жуковского «Кубок»
  • Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»
  • Анализ баллады Жуковского «Ивиковы журавли»