Мораль и анализ басни Крылова «Квартет»

Свою творческую деятельность великий баснописец И.А. Крылов начинал как журналист и драматург. К басням он пришел в зрелом возрасте, но именно они отражают личность писателя наиболее полно. В них мы видим напряженную духовную жизнь, мировоззрение Крылова. Басни показывают, как он относился к окружающей его действительности, к русским нравам, социальному укладу. «Квартет» является одной из визитных карточек Крылова, содержание и мораль басни по своей глубине сравнимы разве только что с народными пословицами.



Мораль басни Крылова «Квартет»

Мораль содержится в словах одного из героев и находится в конце произведения. Произведение учит тому, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо. Когда люди берутся за какое-то общее дело, то должны иметь умения, знания, опыт. Если человек ничего не знающий о строительстве начнет возводить мосты, то вряд ли ими можно будет пользоваться. Музыкант не сошьет красивую одежду, повар не сыграет виртуозно на трубе.

История создания басни Крылова «Квартет»

Современники Крылова вспоминают, что поводом для написания «Квартета» послужило преобразование Государственного совета. Какое-то время ушло на то, чтобы рассадить чиновников по кабинетам. Когда выяснилось, что результаты работы желают лучшего, их поменяли местами. К тому же друг Крылова крупный чиновник Оленин рассказывал о том, что в департаменте нет порядка, и среди сановников велись долгие разговоры, как рассадить служащих, чтобы они лучше работали. Крылов посмеялся над этим в басне, под маской Мартышки скрывается Мордвинов, под образом Осла подразумевается Завадовский, под личиной Козла – Лопухин, Медведь – Аракчеев.

«Квартет» написан в 1810 году, впервые прочитан в усадьбе Оленина. Поэт читал басню в лицах, живо изображая, как Мартышка рассаживала музыкантов. Все смеялись и узнавали в баснях образы высокопоставленных лиц, басню потом передавали из уст в уста.

Композиция басни Крылова «Квартет»

Басня начинается с завязки, в которой автор сообщает, что четверо зверей решили сыграть мелодию на музыкальных инструментах. Они нашли ноты, взяли инструменты, сели на лужайке и начали играть, но музыки не получилось. Далее действие развивалось следующим образом: горе-музыканты решили, что все их проблемы из-за того, что они неправильно сидят. Только как бы они не пересаживались, ничего не получалось. Соловей, услышав споры, подлетел к шумной компании. Звери рассказали ему о своей проблеме и спросили, как же им нужно сесть, чтобы у них сложился квартет. Соловей объяснил, что они ошибаются, для того чтобы хорошо играть, нужны умения и способности. Разговор с Соловьем является развязкой произведения, мораль в басне не выделена отдельно, автор оставляет за читателем право самому сделать вывод.

В произведении, как и в народной сказке, ситуация повторяется три раза. Сначала звери сели в произвольном порядке, но музыки не получилось. Потом они поменялись местами, как предложила Мартышка, это им не помогло. В третий раз Осел предложил сесть рядком, лучше от этого не стало. Трижды звери пересаживаются, но ситуация не меняется. Животных заботило только то, как им сидеть, в этом они видели свою ошибку. Эта мысль лейтмотивом проходит через все произведение, связывая его воедино и подчеркивая глупость и невежество героев. Прилетевший Соловей объяснил причину неудачи.

Образы музыкантов являются аллегорией на чиновников, не умеющих работать. Слово «Квартет» Крылов пишет с большой буквы, словно указывая на название государственного учреждения.


Герои басни Крылова «Квартет»

В качестве главных героев можно выделить трех персонажей, которые принимают самое активное участие в развитии действия. Мартышка высказывает догадку о том, почему их квартет не идет на лад. Она подходит к делу творчески, рассаживает всех в определенном порядке, учитывая при этом, кто на каком музыкальном инструменте играет. Звери собрались вместе, чтобы удивить свет своим искусством, и Мартышка обещает, что послушав ее, они заиграют так, что «запляшут лес и горы». Героиня надеется на лучший результат, в ней есть определенная целеустремленность, но не хватает знаний.

Осел поддерживает подругу, но мыслит более примитивно, усаживая товарищей рядком. У него нет такого творческого полета мысли, как у Мартышки, но он также действует энергично и напористо. Он считает себя умным, проявляет заинтересованность в успехе, на это указывает глагол «кричит», выдающий эмоции Осла. Примечательно, что руководить квартетом автор доверил самым глупым животным. В народном творчестве Мартышка олицетворяет бестолкового, деятельного человека, Осел – глупого, упрямого и медлительного.

Козел и Мишка тоже не отличаются большим умом, но они и не лезут в руководители. Все герои отличаются тщеславием, они мечтают исполнить мелодию, хотя никогда не учились игре на музыкальных инструментах.

Единственным положительным героем в басне является Соловей, который обладает умом и знаниями. Соловей является аллегорией профессионала, он не смеётся над незадачливыми музыкантами, а просто и грамотно объясняет животным их ошибку.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Квартет»

«Квартет» рассказывает о том, что вышло, когда звери решили исполнить красивую мелодию, не умея играть на музыкальных инструментах.

Разумеется, речь идет не только о музыкантах, идея произведения раскрывается через аллегорию. В басне поэт высмеивает непрофессионализм, глупость, тщеславие. Автор говорит о том, что прежде чем взяться за какое-то дело, нужно учиться. Чтобы стать врачом, недостаточно одеть белый халат. Купив машину, нельзя сразу выезжать на дорогу, нужно сначала научиться водить.

Люди, стремящиеся занять руководящие должности, тоже должны понимать, что для этого требуются определенные умения. Нужно иметь знания, хорошо разбираться в том, за что берешься, чтобы принести пользу стране и народу.

Вывод

Басни Крылова не только высмеивают человеческие пороки, они поднимают острые социальные и политические проблемы. Крылов, в частности, рассуждает о том, что происходит, если за дело берутся люди глупые и необразованные. Он не навязывает читателям поучения, надеясь, что они сделают выводы сами.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Листы и Корни»
  • Анализ басни Крылова «Ларчик»
  • Анализ басни Крылова «Осел и Соловей»
  • Анализ басни Крылова «Ворона и Лисица»