Мораль и анализ басни Крылова «Мартышка и очки»

И.А. Крылов – известный русский баснописец, произведения которого известны всем читающим людям России. Благодаря своей тематике, произведения Крылова остаются актуальными, спустя много лет после их написания.

Поэт высмеивает человеческие недостатки, морализирует. Его басни наравне с произведениями фольклора являются своеобразным учебником, из которого читатель узнает о том, как поступить в той или иной ситуации, какие качества следует развивать в себе, с какими лучше расстаться. Басня «Мартышка и очки» изобличает нелицеприятные человеческие качества.



Мораль басни Крылова «Мартышка и очки»

Мораль этой басни ясна и понятна: недостаточно иметь какую-то полезную вещь, нужно ещё уметь ей пользоваться. Невежественные люди часто ругают достижения науки и техники, шедевры литературы, искусства, не понимая их ценности и значимости.

История создания басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня написана и напечатана в 1815 году в сборнике басен. Во времена Крылова очки были модной частью туалета, их носили даже те, у кого было хорошее зрение.

Литературоведы утверждают, что басня имеет несколько источников сюжета. Наиболее правдоподобным является анекдот о необразованном крестьянине, который думал, что надев очки, сразу научится читать. Сходство ситуации заключается в том, что и Мартышка, и крестьянин узнали о том, что очки помогают, но не знали, в чем их польза.

Композиция басни Крылова «Мартышка и очки»

Крылов использовал в произведении линейную композицию. Басня состоит из двух частей: сама басня и мораль. Первое четверостишие является завязкой, событие, послужившее причиной всех остальных действий, состоит в том, что у Мартышки ухудшилось зрение, и она решила приобрести очки. Далее Крылов описывает манипуляции героини с диковинным предметом. Кульминационным моментом является то, что Мартышка, так и не придумав, как использовать очки, разбила их вдребезги.

Мораль в этой басне выделена в отдельную часть. Крылов, подводя итог мучениям Мартышки, замечает, что героиня не исключение, так же ведут себя и невежественные люди. Не зная, как пользоваться той или иной вещью, они говорят, что она бесполезна.

Монолог Мартышки прибавляет событиям динамичности, живости, способствует созданию более яркого образа героини. Основой создания образа Мартышки являются глаголы, автор использует однородные члены, чтобы показать мучения героини. Что она только не пыталась сделать, чтобы добиться результата. Читателю становятся понятны эмоции мартышки в финале, когда она разбила очки.

Авторские комментарии помогают понять его отношение к проблеме. Он говорит, что Мартышка печалится, досадует из-за того, что у нее ничего не получается, в конце концов приводит это к тому, что она разбила Очки. Эта ситуация вызывает у автора противоречивые чувства, ему смешно наблюдать, как обезьяна разделалась с Очками, грустно из-за того, что невежественные люди, находящиеся у власти, не понимая пользы более серьезных достижений науки, отвергают их, тормозя прогресс.

Следует обратить внимание на то, что слово Очки Крылов пишет с большой буквы, словно это имя собственное. Возможно, он подразумевает под ними не только предмет, но и самих ученых, изобретения которых не признают невежественные чиновники и вельможи.

Наиболее полно раскрыть тему и идею произведения, характер героини автору помогают изобразительные средства языка. В произведении, наряду с другими тропами, преобладающее место занимают метафоры: «слаба глазами стала», «брызги засверкали», «толк клонит к худу».


Герои басни Крылова «Мартышка и очки»

Главным героем басни является старая Мартышка. Она глупа, невежественна и не желает учиться. Героиня полагается на себя, свои знания, которых явно недостаточно, поэтому у нее не получилось извлечь пользу от использования Очков. Она взяла несколько, видимо, предполагая, что количество имеет значение. Мартышка добросовестно пытается добиться успеха, она и вертит очками, и нюхает их, и лижет, но видеть от этого лучше не стала. Этот факт заставил ее думать, что люди обманули, говоря о том, что очки улучшают зрение. Ее отношение к Очкам иллюстрирует фразеологизм «проку на волос нет», что обозначает, что размер пользы меньше, чем толщина волоса, то есть мизерный.

Мартышка эмоциональна, использует в речи бранные слова, не сдержана, этим объясняется то, что она разбила Очки. Она не обладает интеллектом, потому что не удосужилась подумать, все ее действия носят какой-то спонтанный характер, она всё делает наудачу. Большое количество глаголов в одном месте создает впечатление суетливости, раздражительности, легкомыслия. Все эти черты традиционно приписываются мартышкам, поэтому можно сказать, что выбор Крылова вполне оправдан.

Крылов использует прием аллегории, под образом Мартышки подразумеваются невежественные люди. Что подразумевается под Очками, можно понимать по-разному. В более узком смысле это может быть какой-то полезный предмет, подобный очкам, в более широком понимании - это знания, достижения в какой-то области человеческой жизнедеятельности, или даже ученые, изобретатели.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня посвящена теме невежества, Мартышка, постарев, стала хуже видеть, люди посоветовали ей приобрести очки, но, как ими пользоваться, не рассказали. Героиня не смогла сама догадаться, что очки должны находиться перед глазами, решила, что люди ее обманули, и разбила очки.

Басня «Мартышка и Очки» высмеивает невежество и говорит о том, что только знаний для отличного результата недостаточно, необходимо еще уметь пользоваться этими знаниями. Теория без практики – однокрылый ангел. Произведение учит тому, что прежде чем использовать какие-то достижения науки и техники, нужно как минимум прочитать инструкцию.

Если понимать произведение более глобально, то человек, не изучивший вопрос, не может делать дело хорошо. Чтобы красиво шить, качественно строить дома, вкусно готовить пищу, нужно учиться. То же самое касается управления предприятиями, государствами. Когда за дело берутся невежественные люди, то добра не жди.

Вывод

Басни Крылова изображают разные стороны человеческой натуры, он смеётся над недостатками, с уважением относится к достоинствам. В своих произведениях писатель обращался не только к современникам, но и к потомкам, неся доброе и вечное в нашу жизнь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Слон и Моська»
  • Анализ басни Крылова «Обоз»
  • Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие царя»
  • Анализ басни Крылова «Демьянова уха»