Мораль и анализ басни Крылова «Осел и Соловей»

К написанию басен И.А. Крылов обратился, уже будучи зрелым человеком, опытным писателем. Этот жанр сходен с притчами, которые содержат жизненные уроки, а также близок к произведениям фольклора. Близость басен к народному творчеству проявляется в первую очередь в их языке, легком, понятном каждому человеку, независимо от его образования и социального положения.

Интерес читателей объясняется также проблемами, которые автор поднимает в своем творчестве: человеческие недостатки, общественные пороки, несовершенство государственной системы волнуют всех членов общества. Крылов изображает эти явления в баснях, призывает читателей задуматься и примерить на себя разные ситуации. Одной из басен, изображающих отрицательные качества характера, является «Осёл и Соловей».



Мораль басни Крылова «Осел и Соловей»

Мораль басни очень краткая и совсем не похожа на поучение, что было характерно для произведений предшественников Крылова. Она объединяет автора с читателем, об этом говорит местоимение «нас». Никому не хочется, чтобы его дело, талант, мастерство оценивали невежественные люди.

В обобщенном смысле эти слова следует понимать таким образом: часто глупые, необразованные люди пытаются судить о вещах и явлениях, в которых совершенно не разбираются. Что из этого выходит, читатель видит на примере «Осла и Соловья».

История создания басни Крылова «Осел и Соловей»

Произведение написано в 1811 году, его созданию способствовало реальное событие. Современники вспоминают, что басня появилась после случая, произошедшего с самим Крыловым.

Однажды знатный вельможа попросил баснописца прочитать свои произведения, тот охотно откликнулся на просьбу и прочитал несколько басен. После этого вельможа поинтересовался, почему Крылов не пишет как Дмитриев. Писатель ответил, что не умеет, а, вернувшись домой, написал «Осёл и Соловей». Кто есть кто в басне, догадаться не трудно, после этого друзья нередко называли Крылова Соловьем.

Композиция басни Крылова «Осел и Соловей»

Басня имеет традиционную композицию, ее сюжет начинается с завязки, в которой Осел просит Соловья спеть, чтобы оценить его искусство. Он слышал похвалы в адрес Соловья от других, теперь хочет убедиться в их правдивости. Певец демонстрирует Ослу в свое мастерство, кульминационный момент наступает, когда весь мир затих, слушая его исполнение. Развязка показывает, как далек Осел от вокального искусства. Он говорит, что Соловью неплохо было бы поучиться петь у петуха, чем оскорбляет певца. Заканчивается басня моралью, которая гласит: «Избави Бог и нас от этаких судей!».

Описывая пение Соловья, Крылов использует большое количество глаголов, которые помогают передать множество оттенков соловьиной песни. Автор прибегает к усилению: стих ветер и птицы, замерли животные, пастух с пастушкой тихо улыбнулись друг другу, слушая соловьиную песню. И люди, и животные очарованы соловьиным пением, что указывает на его виртуозное исполнение.

Грубые уши Осла не замечают мелодичности, богатой звуковой палитры, ему чем громче, тем лучше. С этой точки зрения, конечно, петух ему подходит больше. Крик петуха можно сравнить с будильником, с набатом, которые не имеют никакого отношения к музыке. Чего стоят в образе Осла слова «уставясь в землю лбом», сразу представляется приземленный человек, который тщетно старается постичь красоту искусства.

Образ Соловья олицетворяет искусство, красоту, эстетический вкус, он противопоставлен образу грубого, неотесанного Осла. Крылов сочувствует Соловью, оказавшемуся в такой нелепой ситуации. Этот контраст подчеркивает идею басни.


Герои басни Крылова «Осел и Соловей»

Главными героями крыловской истории являются Осел и Соловей. Осел живет простой жизнью, без затей. Он не слишком умен, не обладает эстетическим вкусом, но все же заинтересовался пением Соловья, о котором много говорят в его окружении.

Соловей – гениальный исполнитель, покоривший многих своим пением. Он талантлив, скромен, умен, незаносчив, с удовольствием делится своим талантом с другими.

Крылов использует прием аллегории в качестве основного, что является жанровой особенностью. На то, что под животными подразумеваются люди, указывает речь Осла, который использует лексику, характерную для определенных социальных кругов: дружище, мастерище, изрядно, навострился. Скорее всего это помещик, вельможа средней руки, который не получил достаточного образования.

Соловей - это гениальный одаренный человек, талант которого признан всеми. Осел – невежда, ничего не смыслящий в искусстве, но он считает, что имеет право судить обо всем на свете.

Крылов использует традиционные символы сделав героями басни осла и соловья. Первый всегда является образцом глупости, второй – виртуозным исполнителем музыкальных произведений. В этой басне отношения между персонажами отражают человеческие пороки, основываясь на сходстве с характерами животных.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Осел и Соловей»

Темой басни является глупость, невежество Осла, который высказывает свою оценку пению Соловья. Осел и музыка очень далеки друг от друга, в этом комизм ситуации. Идейное содержание произведения направлено против невежественных, самоуверенных людей, которые с видом знатока критикуют разные явления, смело дают нелепые советы и выглядят так убедительно, что не всегда можно догадаться об их полной некомпетентности.

Если перенести сюжет на мир людей, то подобные случаи зачастую заканчиваются очень печально. Такие «ослы», оказавшись у власти, не позволяют подвигаться гениям и нести их открытия, мастерство в народ. Сколько изобретений осталось неиспользованными, потому что невежественные, облечённые властью люди посчитали их бесполезными.

Вывод

Басни Крылова очень выигрывают именно потому, что их пишет драматург. Острота конфликта, заключенная в маленьких сценках, поражает. Автор использует разные художественные средства и приемы, чтобы добиться желаемого результата: объяснить читателю, как не стоит поступать, указать на недостатки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Листы и Корни»
  • Анализ басни Крылова «Ларчик»
  • Анализ басни Крылова «Ворона и Лисица»
  • Анализ басни Крылова «Квартет»