Мораль и анализ басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

Басни И.А. Крылова любили и читали в столичных гостиных и в крестьянских избах, это говорит о талантливости писателя и народности его творчества. Он смог поучительно-дидактическому жанру придать художественность, и сделать произведения подлинно реалистичными. Благодаря этому, его басни остаются актуальными, популярными и в наши дни.

Образы зверей в баснях имеют характер постоянных масок, что относится и к басне «Зеркало и обезьяна».



Мораль басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

Основная мысль басни, ее мораль, заключается в том, что люди часто видят недостатки других, не замечая своих. Басня учит критически относиться к себе и не осуждать других.

История создания басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

Год написания басни точно неизвестен, можно предположить, что это был конец 1815 года. 2 января 1816 года поэт читал ее на собрании Публичной библиотеки. Произведение впервые напечатано в 1816 году в журнале «Сын Отечества» под названием «Мартышка и Зеркало».

В основе басни лежит русская пословица «В чужом глазу соринку замечают, а в своем бревна не видят», которую Крылов искусно проиллюстрировал историей из жизни животных.

Видимо, основываясь на том, что подобную ситуацию Крылов уже использовал в «Почте духов», исследователи его творчества также считали, что поводом для написания басни было подражание всему заграничному. Подобный сюжет использовался в произведениях предшественников Крылова М.М. Хераскова и С.А. Тучкова.

Композиция басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

Композиция басни продумана Крыловым до мелочей и позволяет донести до читателя его замысел. Произведение имеет линейную композицию и состоит из двух частей, первой из которых является сама басня, а второй – мораль, из нее проистекающая.

Произведение имеет традиционную структуру, оно начинается с завязки, из которой мы узнаем, что обезьяна увидела себя в зеркале. Развитие действия представляют собой диалог героини с Медведем, которому она описывает отражение, не догадываясь, что видят в Зеркале себя. Медведь ей даёт совет, смысл которого Мартышке непонятен. Развязкой является фраза о том, что совет пропал даром.

Мораль в басне выделена в отдельную часть, в которой Крылов размышляет о том, что видел в человеческом мире подобные случаи. Многие люди не замечают своих недостатков, зато мастера осуждать других.

Образ Мартышки складывается из ее речевой характеристики. Крылов легко вводит в басню народную лексику, это и стилистически сниженное слово «рожа», которое произносит героиня, увидев себя в зеркале, и «удавилась бы с тоски», и «кривляк». Все эти слова принадлежат Мартышке, давая понять читателю, что отражение в Зеркале и сама Обезьяна составляют одно целое.

Образ Зеркала в басне интересен и многозначен. Это и воплощение человеческого порока, и произведения художественной литературы, обличающие недостатки людей, и общественное мнение. Обезьяна описывает свое отражение, не идентифицируя его с собой. В Зеркале, по ее мнению, находится совсем другая мартышка, которая ведет себя отвратительно. Мартышка делится с медведем своими соображениями.

Под Медведем подразумевается автор, который пеняет на глупость собеседницы, указывает, что она не делом занята. Лучше бы Мартышка на себя обратила внимание и работала над своими недостатками, которых она не видит, а ведь Зеркало показывает их. Этот интересный способ самохарактеристики создает комический эффект, рельефно прорисовывая пороки обезьяны, которая себя считает безгрешной. Думается, что Медведь уже научился осознавать свои недостатки и пытается обратить Мартышку в свою веру.

В морали автор открыто обращается к миру людей, проводя аналогию с рассказанной выше историей. Крылов обращается к пословице «Иван кивает на Петра, а Петр кивает на Ивана», придавая ей несколько другой смысл. Клим на руку нечист и ему намекают об этом, он, поддерживая разговор, указывает на Петра, не признавая за собой вины.


Герои басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

В произведении два главных героя, которые взаимодействуют друг с другом, это Зеркало и Обезьяна. Первое указывает героине на ее недостатки, но та упорно не хочет их замечать и считает, что так кривляются некоторые из ее кумушек.

Зеркало беспристрастно, оно не умеет лгать, лицемерить, человеческие чувства незнакомы ему. Оно судит объективно, не приукрашивая действительность, не навязывая своего мнения. Зеркало молча показывает истинный вид героини, ее внешность, поведение.

Обезьяна всегда служит олицетворением глупости, Крылов использует это качество как основное в характере героини. Она сама себя описывает в своем монологе, у нее отвратительная внешность, в зеркале она видит такую рожу, что можно удавиться с тоски. Героиня радуется, что она не такая, зато вспоминает о некоторых из своих кумушек. Это говорит не только о глупости Мартышки, но и о ее необъективности, завышенной самооценке. Она осуждает других, сплетничает, не замечая своих проступков, грехов. Немало добавляет к характеристике Мартышки ее речь, которая наполнена большим количеством восклицательных предложений. Они отражают эмоциональность Обезьяны, ее неуемную энергию.

Еще одним персонажем этой небольшой сценки является Медведь. Он мудрый, самодостаточный, справедливый, говорит мало, но по существу. Автор согласен с его мнением о том, что обезьяне неплохо бы себя рассмотреть повнимательнее, но героиня занята только собой и остается глуха к его совету.

Крылов создает характеры персонажей, намекая на то, что герои больше люди, нежели животные. Обезьяна называет медведя «милый мой», у нее есть кумушки, это явная отсылка к миру людей.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

Темой произведения является встреча Обезьяны с Зеркалом. Мартышка видит недостатки своих сородичей, считая себя идеальной.

Как и в любой басне о животных ее проблематика соотносится с миром людей. Проблема осуждения других, сплетен, завышенной самооценки остается актуальной и в наш век. Люди мало изменились со времен Крылова, находится немало таких, которые осуждают, критикуют близких, коллег, а сами мало чем от них отличаются.

Вывод

Басни Крылова отличаются национальным своеобразием, это замечали и его современники. «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски», – писал мастер слова Н.В. Гоголь. Это, действительно, так, в баснях Крылова опытный глаз за личинами зверей видит русских людей. Это делает басни Крылова актуальными уже много лет.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Волк и журавль»
  • Анализ басни Крылова «Музыканты»
  • Анализ басни Крылова «Лисица и виноград»
  • Анализ басни Крылова «Щука»