Анализ басни Михалкова «Зеркало»


Сергей Владимирович Михалков происходит из древнего русского рода, с раннего детства проявляет поэтические способности, любовь к чтению, наблюдательность и далеко недетскую проницательность. Первые поэтические тексты он сочиняет в возрасте девяти лет. Ему интересно проникать в суть увиденного и услышанного. Стоит ли удивляться тому, что в зрелом возрасте ничто из происходящего вокруг не может скрыться от чуткого взора Михалкова. Более того из исторических и бытовых реалий России, уже отжившей или современной поэту, он будет черпать сюжеты для своих талантливых произведений.

Жанр басни предполагает неизбежное разоблачение пороков человеческого общества, нелицеприятных качеств личности. С этой целью автор не отходит от традиции создания звериных масок, за которыми скрываются далеко не животные, а внутренняя суть каждого из персонажей, человеческая суть.

Персонажи Михалкова, на первый взгляд, выглядят забавными и не совсем традиционными для читателя, воспитанного на крыловских баснях. Если у Ивана Крылова в басенных текстах предстают в основном животные, которые русскому человеку близки и понятны (например, лисица, ворона, волк, овцы, собака, кот, свинья и тому подобные образы), то Сергей Михалкова избирает образы более экзотические: Носорог, Жираф, Слон, Верблюд, Страус. Такой авторский ход – настоящее новаторство в басенном ремесле, желание внести свежую струю в развивающуюся во времени сатиру.


В центре сюжета басни «Зеркало» носорог, беспричинно насмехающийся над внешним видом окружающих его зверей. Но для читателя очевидно, что в горбах верблюда ничего уродливого быть не может, ведь они ему жизненно необходимы. Нет ничего смешного и в высоком росте жирафа, и в неспособности летать Страуса, и в длинном хоботе слона. Такими этих животных создала мудрая природа, и их внешняя непривлекательность сторицей им воздаётся своей необходимостью в жизни. Ведь коротконогому и неуклюжему носорогу никогда не достать плод с высокого дерева так же легко, как это делает жираф. Носорог не сумеет освежить себя водой через хобот, с чем легко справляется слон. Насмешнику не протянуть и нескольких дней без воды, а верблюд со своими горбами выживает. Всё, на что способен Носорог, это отвешивать оскорбительные издёвки в адрес своих соседей-зверей, ранняя обида которых сменяется на последующее снисхождение сразу, как только все понимают, что Носорог беспросветно глуп. А чего ожидать от глупца? Ждать нечего, остаётся лишь выразить жалость к несчастному. Именно так и поступают персонажи басни, которые решают не опускаться до его уровня.

Несмотря на экзотически образы животных басни, обрисованная Михалковым ситуация злободневна именно для российской реальности. Ведь в жизни так же можно встретить недалёких умом Носорогов, бездумно отравляющих существование окружающим. Сам автор – против такого склада личности. Поэт, обличая отрицательные черты человека, не стремится поиздеваться над подобными носорогами, а отражает , словно в зеркале, своё независимое мнение. Таково мнение автора, не привыкшего кривить душой и притворяться в жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Михалкова «Грибы»
  • Анализ басни Михалкова «Слон-живописец»
  • Анализ басни Михалкова «Ромашка и роза»
  • Анализ басни Михалкова «Как старик корову продавал»