Анализ эпизода боя с барсом (по поэме Лермонтова «Мцыри»)


Бой с барсом является ключевым эпизодом поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Кроме этого, он еще и наиболее изученный. Художники, выполняя иллюстрации к поэме, очень часто изображали именно эту сцену. Критики и литературоведы также выводили бой с барсом на первый план, подчеркивая его большое значение. В этом эпизоде раскрываются основные черты характера Мцыри, поэтому он становится ключом к пониманию поэмы в целом.

Что касается объема, то небольшому эпизоду посвящено целых четыре строфы. Поэт ставит эту сцену в середину поэмы, таким образом, уже и с помощью композиции подчеркивая его значимость.

Чем же начинается шестнадцатая строфа? Вначале описывается противник Мцыри - барс. Юноша не испытывает к хищнику неприязни и не боится его, даже наоборот, Мцыри завораживает сила и красота зверя. Глаза врага сияют огнями в темноте ночи, шерсть серебрится. Лунный свет меняет все привычные очертания. Под ним и барс становится каким-то сказочным. Складывается ощущение, что он вышел из одного из преданий, которые когда-то в детстве Мцыри рассказывала мать. Барс своим поведением напоминает не хищного зверя, а ребенка, он весело визжит и играет.

Противник Мцыри в поэме Лермонтова становится олицетворением природной мощи, ее дикой первозданной красоты. И юноша, и зверь - важные ее составные части. Человек и барс равнозначны, никому не отдано преимущество. Они оба прекрасны и достойны жить. А самое главное - они свободны.


Для чего же автор вводит в сюжет произведения этот бой с барсом? Для главного героя он становится проверкой силы, которую раньше негде было продемонстрировать, проверкой душевных качеств. Мцыри не понимал, какими способностями обладает, предполагая, что может только читать молитвы и соблюдать посты. Но победа над хищником позволяет ему понять, что он не так уж и плох. В краю отцов он смог бы стать удальцом, родные смогли бы им гордиться.

Эпизод схватки Мцыри с барсом динамичен, насыщен событиями, на что указывает обилие глаголов. Он завораживает, не позволяя оторваться ни на секунду. Мы тревожимся за героя, но, как оказывается, напрасно. Мцыри выходит победителем в этой схватке. Он одерживает победу не только над барсом, но и над природой, олицетворением которой в поэме и становится хищник. Юноша не останавливается ни перед какими препятствиями. Как бы ни был темен лес, он все равно идет вперед. Получив раны в схватке с хищным зверем, он также продолжает свой путь.

Эпизод боя с барсом не оригинален, в его основе несколько источников. В первую очередь, следует отметить обработанный поэтом грузинский эпос, в котором рассказывается о схватке между мальчишкой и хищником. Названные мотивы нашли отражение в поэме Шота Руставели. Неизвестно, знал ли о ней Лермонтов, но с грузинскими преданиями и песнями он точно был знаком. Он даже занимался их сбором.

В этой сцене можно отметить также отголосок поэмы «Тазит» Александра Сергеевича Пушкина. Но как бы там ни было, схватка Мцыри с барсом имеет огромное значение в произведении М.Ю. Лермонтова.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторское отношение к Мцыри (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Романтизм поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме Лермонтова «Мцыри»