Анализ финала пьесы Островского «Бедность не порок»


Финалом пьесы А. Островского «Бедность не порок» является эпизод, в котором Гордей Карпыч соглашается отдать Любовь Гордеевну замуж за Митю, а Яше Гуслину разрешает жениться на Анне Ивановне. В развязке акцентируется внимание на решении Гордея Карпыча, поэтому анализируемый эпизод можно назвать «Внутренняя перемена Торцова».

В финале автор выводит на сцену всех основных героев трагедии: Гордея и Любима Торцовых, Пелагею Егоровну, Любовь Гордеевну, Митю, Разлюляева и Гуслина. В центре эпизода разговор братьев Торцовых, к которому присоединяются и другие действующие лица. Жена и брат Гордея Карпыча пытаются уговорить главу семейства благословить дочь на брак с Митей, просят об этом и сами влюбленные.

Торцов соглашается не сразу, поэтому в начале эпизода атмосфера достаточно напряженная. Гордей и Любим некоторое время пререкаются. Гордей обвиняет брата в том, что тот его «оконфузил на весь город», Любим же уверен, что все сделал правильно, поэтому с иронией говорит: «…а ты поклонись Любиму Торцову в ноги, что он тебя оконфузил-то». Любима поддерживает Пелагея Егоровна, считая, что тот спас их от греха. В конце концов жене и брату удается уговорить Торцова. После этого эмоциональное напряжение спадает, сменяется радостью. Заканчивается эпизод еще одним справедливым решением Гордея Карпыча.

В финале в центре внимания оказывается мысль «Бедность не порок». Эту фразу повторяет Любим Карпыч, он же рассказывает о своей роскошной жизни и о том, как легко остаться без гроша в кармане. Заканчивает мужчина свои рассуждения фразой: «…кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок». Этими словами он, кажется, подытоживает все события комедии. Таким образом, А. Островский ставит точку в вечных конфликтах между богатыми и бедными, отцами и детьми.


Центральное действующее лицо эпизода – Гордей Карпыч. В первых картинах узнаем, что богатый купец живет в провинции, но стремится переехать в большой город. Осуществить свое желание мужчина хочет, выдав свою дочь замуж за престарелого, но богатого фабриканта Коршунова. Позже между Торцовым и Коршуновым вспыхивает ссора и свадьба срывается. Любовь Гордеевна, дочь Торцова, а также ее возлюбленный Митя пользуются случаем и просят у главы семейства благословить их. Их поддерживают Любим Карпыч и Пелагея Егоровна. Все эти герои не делят людей на богатых и бедных. С уважением относятся к представителям другого поколения.

Беседа с родственниками дает положительные результаты: Гордей Карпыч становится «другим человеком», меняется его отношение к богатым и бедным, к младшему поколению. Чтобы выразительнее показать эмоции героев, автор указывает их в ремарках.

Эпизод написан в форме диалога, что соответствует драматическому роду литературы. Экспозиция – разговор Гордея Карпыча, Любови Гордеевны и Митьки, завязка – вмешательство Пелагеи Егоровны и Любима Торцова, развитие событий – попытки убедить Гордея Карпыча благословить молодых людей. Ярко выраженной кульминации в эпизоде нет. Развязка – Торцов благословляет две влюбленные пары. Несюжетных элементов в финале нет.

Художественных деталей в финале пьесы А. Островского «Бедность не порок» не много. Они служат для раскрытия образа и усиления идейного звучания произведения. Например, начинается эпизод резкой фразой Торцова, сказанной в адрес Мити: «За ней ведь денег много, так тебе голому-то на голодные зубы хорошо». Эти слова показывают, что Гордей Карпыч воспринимает «не ровню» как тех, кто не прочь легких денег.

Анализируемый эпизод помогает автору доказать, что все люди равные, деление на богатых и бедных – условность. Все это – лишь особенности материального положения, главное же в человеке – добрая душа и чистая совесть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Анализ пьесы Островского «Бедность не порок»
  • Если бедность не порок - то что? (по пьесе Островского «Бедность не порок»)
  • Отзыв о пьесе Островского «Бедность не порок»