Анализ финала романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Особо важное место в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» занимает финал.

После описания жестокой по отношению к глуповцам деятельности градоначальника Угрюм-Бурчеева сатирик говорит о появлении «оно». Отмечается, что от приближения «оно» «заколебался воздух», «деревья взъерошились, животные обезумели». «Полное гнева», «оно» способствовало тому, что «земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц».

Перед тем, как рассказывать о появлении «оно», Издатель сознается, что тетради, в которых говорилось о конечных делах Угрюм-Бурчеева, «неизвестно куда утратились».

М.Е. Салтыков-Щедрин фактически оставляет финал романа открытым. В нем не выражена явная авторская позиция. Под «оно» можно понимать разные явления, и читатель вправе сам думать, что или кто скрывается под маской «оно».


Финальная строка романа (если не рассматривать главу «Оправдательные документы») звучит так: «История прекратила течение свое». Вполне возможно, что речь идет о прекращении существования города Глупова. Так как роман М.Е. Салтыкова-Щедрина является антиутопией, то автор, возможно, не захотел продолжать развитие этого антиутопического общества. Сатирику было важно показать, что может быть при таком обществе; роман является своеобразным предостережением человечества. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что город Глупов с жестокими градоначальниками и смиренными глуповцами обречен на гибель.

Некоторые исследователи под «оно» понимают революцию. Уставшие от постоянного гнета градоначальников, худшим из которых стал Угрюм-Бурчеев, глуповцы больше не могли мириться с общественной несправедливостью. Приближение «оно» – это приближение революции. Взбунтовавшиеся глуповцы идут против жестокости градоначальника. Угрюм-Бурчеев, произнося фразу «Придет», осознает приближение революции. Угрюм-Бурчеев не успевает договорить фразу, как народная революция уже приходит, что приводит к тому, что «бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе». История города Глупова как города, находящегося под контролем некогда приглашенного глупого князя, прекращается. Революционно направленные глуповцы перестают быть глуповцами. Начинается история самостоятельного народа.

«Оно» можно трактовать и совершенно по-другому. Под «оно» может подразумеваться зло еще большее, чем Угрюм-Бурчеев. В начале главы «Подтверждение покаяния. Заключение» показаны мысли нового градоначальника Угрюм-Бурчеева: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня». Возможно, что некто, ужаснее Угрюм-Бурчеева, и есть «оно». В соответствии с «Описью градоначальникам», Угрюм-Бурчеев – не последний градоначальник Глупова, за ним идет Перехват-Залихватский. Возможно, он и есть то самое «оно». И при этом зле город Глупов перестанет хотя бы как-то развиваться (вот почему используется фраза «История прекратила течение свое»). На то, что в Глупов идет нечто злое, указывают конкретные фразы: «глуповцев поразило неслыханное зрелище» (если бы это была подготовленная глуповцами революция, она бы их не поразила), «глуповцы пали ниц», на лицах глуповцев и на их сердцах был «неисповедимый ужас», толпа была «оцепенелая».

Как видно, трактовок финала щедринского романа много, и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, так как финал М.Е. Салтыков-Щедрин оставил открытым.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Двоекурова в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Город Глупов в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Реалистическое и фантастическое в образах градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Глупов и глуповцы под судом сатиры (по роману Салтыкова–Щедрина «История одного города»)