Анализ финальной сцены «На пароходе «Илья Муромец»


Финальной сценой «На пароходе «Илья Муромец» начинается ХІІІ глава повести М. Горького «Фома Гордеев». Начинается эпизод обращением купца Кононова к гостям, которые собрались на пароходе, заканчивается описанием поверженного Фомы Гордеева. Эту сцену можно было бы назвать «Разоблачение купцов» или «Один против всех».

В основе финальной сцены «На пароходе «Илья Муромец» светское мероприятие, устроенное Ильей Ефимовичем Кононовым. Автор не рассказывает, чему оно посвящено. Известно только, что на пароходе собрались все влиятельные и знаменитые представители купеческого сословия города.

В анализируемом эпизоде много участников, но центральное место занимает Фома Гордеев, так как именно с его образом связан конфликт, который разгорелся на «Илье Муромце». Участником сцены является и Яков Маякин. В ней автор показывает настоящее лицо героя. Яков Тарасович знал, что его крестник ненавидит купцов, поэтому пригласил его на это мероприятие и подставил. Хитростью он добился опеки над Фомой, а значит и над его богатством. Кроме того, в финальной части повести пред читателем предстает целая галерея купцов. Автор кратко характеризует каждого, указывая на их страшные грехи: один обвинялся в растлении малолетней, другой пустил по миру родственников, третий содержал публичный дом. Список можно продолжать, писатель говорит, что «среди этих людей нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного». Гордеев знал, что все эти люди, которые поют дифирамбы Кононову, на самом деле, завидуют ему.

М. Горький не зря начал финальную сцену обращением Кононова. Таким образом, он обратил на него внимание. В начале эпизода купцы начали молиться. Фома во время молитвы наблюдал за ними и не понимал, как можно любить Бога и жестоко относиться к людям. Такое начало позволило автору акцентировать внимание на идеи. Заканчивается сцена описанием связанного Фомы, которого собираются отправить в больницу для душевнобольных. Так автор показывает, что одному бороться с купечеством бессмысленно.


В центре эпизода проблема порочности купеческого сословия, неприятия поступков богачей человеком с чистой душой. В душе Фомы вскипают эмоций, ему больше не хочется держать их в себе, поэтому он прямо и резко говорит всё, что думает о купцах.

Конечно же, участники события по-разному относятся к «происшествию». Фома горд за себя, ему кажется, что он богатырь, который борется со злом. Все, про кого он рассказывает правду, ошарашены, пытаются «закрыть ему рот». Лишь немногие трусливо пожддерживают его едва слышными фразами. Яков Маякин разыгрывает свой спектакль, пытаясь повернуть дело так, чтобы упрятать крестника в больницу и добиться опеки над ним.

Эпизод можно разбить на структурные части: экспозиция – речь Кононова, молитва купцов, краткая характеристика купцов, речь Маякина; завязка – Фома берет слово; развитие событий– монолог Фомы, попытки купцов остановить его; кульминация – Фому связывают; развязка – Фома остается связанным, читатель понимает, что Яков Тарасович добился своего.

В эпизоде нет несюжетных элементов, так как внимание акцентировано на диалогах, монологах. Художественные средства используются для характеристики участников, кроме того, посредством них автор оживляет речи героев.

Финальная сцена «На пароходе «Илья Муромец» усиливает идейное звучание повести «Фома Гордеев», выводит на первый план извечную проблему богатых и бедных.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мое отношение к Фоме Гордееву (по повести Горького «Фома Гордеев»)
  • Проблематика повести Горького «Фома Гордеев»
  • Жизненная философия Якова Маякина (по повести Горького «Фома Гордеев»)
  • Почему Фома Гордеев не пошел по следам отца? (по повести Горького «Фома Гордеев»)