Анализ главы «Бэла» романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Глава «Бэла» является композиционно первой главой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В данной главе раскрываются образы следующих персонажей: главного героя Григория Александровича Печорина, второстепенных персонажей Бэлы, Максима Максимыча, Казбича, Азамата, отца Азамата и Бэлы, рассказчика. Бэла, Казбич, Азамат и отец Азамата и Бэлы появляются только в главе «Бэла».

Повествование к главе «Бэла» ведется от лица рассказчика, познакомившегося во время путешествия по Кавказу со штабс-капитаном Максимом Максимычем, который и рассказывает о произошедшем случае с Печориным.

В основе главы находится история Печорина и Бэлы: Печорин влюбляется в дикую черкешенку, поэтому крадет ее, но через 4 месяца чувства Печорина к Бэле остывают.

Начало и финал главы представлены как знакомство и прощание рассказчика и Максима Максимыча. Вся глава «Бэла» композиционно представлена как «рассказ в рассказе», поскольку рассказчик повествует ту историю, которую рассказал ему Максим Максимыч, лично знакомый с Печориным и другими участниками событий, участником которых был и он сам.

Завязкой сюжета является знакомство Печорина с Бэлой на свадьбе ее старшей сестры. Развитие действия включает в себя договор Печорина с Азаматом, при котором Азамат получит коня Казбича Карагеза, если он украдет для Печорина Бэлу, а также налаживание взаимоотношений между Печориным и Бэлой. Кульминацией является охлаждение Печорина к Бэле, разговор Печорина с Максимом Максимычем, где главный герой раскрывает свою душу. Развязкой является похищение Казбичем Бэлы, гибель Бэлы.

Основная сюжетная линия, связанная с Печориным и Бэлой, вставлена в повествование о встрече рассказчика с Максимом Максимычем. История о Печорине и Бэле прерывается замечаниями рассказчика о том, как происходил перевал через Крестовую гору. Разорванность объясняется тем, что рассказчик, как он признается, пишет не повесть, а путевые заметки. Прерывание основного сюжета позволяет М.Ю. Лермонтову держать читателя в интриге.


Глава «Бэла» является первой только в композиционном плане. Композиция лермонтовского романа отличается тем, что фабула не совпадает с сюжетом. Хронологически глава «Бэла» является в романе четвертой (некоторые исследователи считают, что она является в романе третьей).

М.Ю. Лермонтов неслучайно композиционно ставит на первое место главу «Бэла». Раскрытие образа Печорина происходит через восприятие Максима Максимыча, который не способен до конца понять мотивировку поступков Печорина. Писатель интригует читателей, так как образ Печорина еще не раскрыт полностью, он почти не раскрыл свой внутренний мир самостоятельно.

Максим Максимыч не отрицает наличие недостатков у Печорина, однако читателю видна симпатия Максима Максимыча по отношению к Печорину. В данной главе их можно назвать приятелями. В ходе повествования продемонстрированы конфликты между Азаматом и Казбичем, Казбичем и отцом Азамата и Бэлы, Казбичем и Бэлой, Казбичем и Печориным. Довольно противоречивыми представлены взаимоотношения между Печориным и Бэлой: когда Бэла появляется в доме Печорина, она долгое время не демонстрирует ему свои любовные чувства; затем 4 месяца Печорин и Бэла любят друг друга; затем Печорин охладевает к Бэле, которая тяготится равнодушием Печорина.

В отличие от глав, входящих в «Журнал Печорина», которые носят исключительно исповедальный характер, глава «Бэла» включает в себя только элементы исповеди главного героя. Печорин объясняет причины перемены в чувствах к Бэле тем, что она ему наскучила, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Печорин признается, что жизнь на Кавказе и любовь к Бэле, которые, как ему казалось, помогут ему найти удовлетворение от жизни, не помогли ему получить хотя бы какое-то наслаждение от жизни.

Кроме раскрытия образа Печорина через восприятие Максимом Максимычем, через поступки Печорина и через самохарактеристики, образ Печорина раскрывается при помощи пейзажных зарисовок, которые являются важными идейными элементами главы. На фоне гармонии в природе четко прослеживается разлад Печорина с жизнью и собственной душой.

М.Ю. Лермонтов в главе «Бэла», как и во всем романе «Герой нашего времени», хотел продемонстрировать противоречивый характер Печорина. Столкновение с самим собой – главный конфликт главы «Бэла». Любовь Печорина к Бэле сменяется отсутствием любви, скукой.

Автору романа важно было показать, что страдающий от одиночества и невозможности реализовать себя Печорин не может быть счастливым. Любовь к Бэле, которая первоначально приносила удовольствие от жизни, впоследствии тяготит Печорина, заставляет его думать о том, что в жизни нет ничего, что бы сделало его счастливым.

Глава «Бэла» идейно взаимосвязана с другими композиционными элементами романа, в которых также подчеркивается противоречивый характер главного героя. М.Ю. Лермонтов продемонстрировал в главе «Бэла» и положительные, и отрицательные черты Печорина, подчеркнув, что Печорин – «герой времени».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ главы «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Тамань» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени»