Анализ главы «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Глава «Фаталист» композиционно является последней главой написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени».

В данной главе раскрываются образы следующих персонажей: главного героя Григория Александровича Печорина, второстепенных персонажей Вулича, пьяного казака-убийцы, Максима Максимыча. Образы Вулича и казака-убийцы появляются только в главе «Фаталист».

Данная глава входит в «Журнал Печорина», закрывая его. Именно этой главой заканчивается раскрытие внутреннего мира Печорина посредством самохарактеристики.

Повествование в «Фаталисте» ведется от лица самого Печорина, который при описании случившегося ничего не скрывает. Такая форма повествования позволяет как можно глубже заглянуть в душу центрального персонажа.

Сюжет главы связан с проверкой судьбы Вуличем и Печориным. Завязкой сюжета является спор собравшихся офицеров по поводу предопределения. Развитие действия связано с пари Вулича и Печорина, в котором являющийся фаталистом Вулич, выстрелив себе в голову из пистолета, остался жив. Кульминационным моментом является то, что Печорин узнает о том, что Вулич погиб от руки пьяного казака. Развязкой является проверка судьбы самим Печориным, который решает поймать пьяного казака-убийцу.

Центральным в главе «Фаталист» становится поставленный автором вопрос о предопределении, который интересовал современников М.Ю. Лермонтова. Основной вопрос главы заключен в словах Вулича: «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута?».


Данная глава тесно связана с другими главами. В главе «Княжна Мери» показано, что Печорин задается вопросом: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?». В главе «Княжна Мери» также показаны следующие размышления Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели родился?».

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Печорин так и не может определиться, верить в предопределение или нет. Ставший свидетелем осечки пистолета Вулича, стрелявшего себе в голову, Печорин соглашается с Вуличем о том, что предопределение существует. Однако по дороге домой Печорин сомневается в этом. Гибель Вулича, у которого главный герой увидел «печать смерти», заставляет главного героя вновь задуматься о предопределенности. Но после проверки собственной судьбы Печорин признается, что привык все подвергать сомнению. М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин не отрицает предопределенность, но и не становится фаталистом. Поставленный автором вопрос о том, заранее ли определена судьба человека или же он сам является хозяином своей жизни, остается без явного ответа. Неслучайно в повествовании появляется информация о том, что «азиатские курки часто осекаются», следовательно, то, что Вулич остался в живых после выстрела, может быть случайностью, а может быть предопределением. Это подчеркивает свойственное главе «Фаталист» сплетение романтического и реалистического.

Все описанные в главе события, казалось бы, подчеркивают существование предопределенности. М.Ю. Лермонтов показывает трагическую невозможность лучших людей 30-х гг. XIX века найти свое место в жизни и свое предназначение.

Однако М.Ю. Лермонтов не выступает за смирение, он убеждает действовать, совершать попытки изменить существующие порядки, не склонять голову перед судьбой. То, что фаталист Вулич полагается во время пари исключительно на судьбу, а сомневающийся Печорин, бросая вызов судьбе, создает план действий и проявляется ум, волю, ловкость и решительность, говорит об авторской позиции: даже если предопределение существует, человек не должен пускать все на самотек, он должен действовать, поскольку подчиняться судьбе и быть в ее руках всего лишь игрушкой – унизительно.

В главе «Фаталист» показано, что Печорин приносит окружающим людям пользу. Этим данная глава отличается от других, поскольку в предыдущих главах показано, что Печорин, вмешиваясь в жизни других людей, делает их несчастными.

«Фаталист» является последней главой только композиционно. В соответствии с хронологией, она является третьей по счету (некоторые исследователи считают, что она является в романе четвертой). Несоответствие сюжета и фабулы помогает М.Ю. Лермонтову продемонстрировать внутренний мир Печорина, который занимает центральное место во всем романе. В главе «Фаталист» показаны сильные стороны личности Печорина, его положительные качества. Однако главы «Бэла» и «Максим Максимыч» демонстрируют, что Печорину так и не удалось перестать быть пассивным и начать относиться к окружающему миру действенно. В хронологически последующих за главой «Фаталист» главах показано, что Печорин так и не смог реализовать свои лучшие качества в жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ главы «Бэла» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Тамань» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»