Анализ главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Глава «Княжна Мери» композиционно является пятой главой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Данная глава входит в «Журнал Печорина», где повествование ведется от лица самого главного героя, который при описании ничего не скрывает. События из жизни Печорина представлены в виде дневниковых записей, которые датируются с 11 мая по 16 июня. Только результаты поединка описываются Печориным, когда он уже находился в крепости N, все предшествующие события Печорин описывает в те же дни, когда они происходили, что позволяет Печорину зафиксировать все чувства и эмоции в определенные дни и моменты. Дневниковая форма повествования подчеркивает силу характера Печорина, который полно и откровенно не только рассказывает о поступках и чертах окружающих людей, но и раскрывает свой внутренний мир, не упуская из вида и свои отрицательные черты.

В главе «Княжна Мери» показано, как Печорин, помещенный в светское общество, взаимодействует с людьми своего круга. В данной главе раскрываются образы следующих персонажей: главного героя Григория Александровича Печорина, второстепенных персонажей княжны Мэри, Веры, Грушницкого, доктора Вернера, драгунского капитана и других. Образы всех персонажей, кроме Печорина, раскрываются только в главе «Княжна Мери». Образы княжны Мери и Грушницкого помогают раскрывать образ Печорина через его поступки, а образы Веры и доктора Вернера помогают раскрывать внутренний мир Печорина через его размышления.

В основе главы находится история Печорина и «водяного общества». Начало и финал главы представляют собой прибытие Печорина в Пятигорск и его отбытие из Кисловодска, что говорит о кольцевой композиции. Завязкой сюжета является встреча Печорина с Грушницким, который рассказывает о семействе Лиговских. Развитие действие заключает в себя соблазнение Печориным княжны Мери, встречи с Верой, постепенное зарождение внешней вражды Печорина и Грушницкого. Кульминационными являются следующие события: признание Печорина княжне Мери в том, что он ее не любит; дуэль Печорина и Грушницкого; отъезд Веры. Развязка заключается в попытке догнать Веру и в прощальном объяснении с княжной Мери.


Показывая изменения, произошедшие во взаимоотношениях Печорина с представителями светского общества, М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин воздействует на жизни многих людей. Как и в других главах, автор показывает, что вмешательство Печорина в судьбы окружающих людей делает их несчастными, что становится причиной несчастья и самого Печорина.

Несмотря на наличие большого количества сюжетных перипетий, главным конфликтом в главе «Княжна Мери» является внутренний конфликт. Сюжет в главе важен не так сильно, как внутренний мир центрального персонажа, который имеет противоречивый характер: с одной стороны, Печорин обладает внутренней силой, знанием человеческой души, с другой стороны, в попытках найти себя в различных приключениях он ломает судьбы окружающих людей. Печорин сам признается в том, что не знает, зачем он совершает некоторые действия.

М.Ю. Лермонтов показывает, что, вступая в различные жизненные перипетии, Печорин пытается найти себя, пытается догнать жизнь, но он все равно не может избавиться от чувства одиночества и пустоты. Печорин, зная особенности человеческой психологии, предсказывает дальнейшие события, и от этого, как он сам признается, ему становится еще более скучно. Постоянно находясь внутри светского общества, Печорин чувствует себя одиноким, ему не с кем делиться переживаниями, даже приятель доктор Вернер не способен до конца понять Печорина. Общество, в котором важное место занимают подобные Грушницкому и драгунскому капитану, сделало Печорина «нравственным калекой». Дуэль Печорина с Грушницким, которая заканчивается смертью Грушницкого, является попыткой Печорина восстать против общества и в то же время убить в себе отрицательную сторону своей души, поскольку Грушницкий является своеобразной карикатурой на Печорина.

Глава «Княжна Мери» входит в «Журнал Печорина», который носит исключительно исповедальный характер. Так как в романе «Герой нашего времени» фабула не совпадает с сюжетом, глава «Княжна Мери» является пятой только в композиционном плане. Хронологически данная глава занимает второе место. «Княжна Мери» является отдельной повестью с законченным сюжетом, которая почти не оставляет у читателей никаких вопросов относительно Печорина. «Княжну Мери» следует считать центральной, кульминационной во всем романе, поскольку в этой главе наиболее ярко продемонстрирован внутренний мир Печорина, его мировоззрение.

Как и в других частях романа, в главе «Княжна Мери» отражены и положительные, и отрицательные черты Печорина, что позволяет М.Ю. Лермонтову реализовать мысль о том, что Печорин – это «герой времени».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ главы «Бэла» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Тамань» романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ главы «Фаталист» романа Лермонтова «Герой нашего времени»