Анализ пьесы Маяковского «Клоп»


Эпоха 20-х годов XX века в России характеризуется появлением нового правящего класса, новых общественных отношений и ведением новой экономической политики. Большие изменения произошли и в литературе, которая теперь должна была удовлетворять интересы пролетариата. Большой популярностью стали пользоваться сатирические произведения. Маяковский, начав с плакатов, агиток, перешел к фельетонам и памфлетам, а потом и к более крупным жанрам таким, как киносценарии, пьесы.

Комедия «Клоп» появилась как продолжение газетной работы Маяковского. Сначала был создан сценарий с таким же сюжетом, но, оставшись невостребованным, трансформировался в феерическую комедию.

Главный герой пьесы Иван Присыпкин – выходец из рабочего класса. Победа Октябрьской революции повлияла на него не совсем так, как ожидалось. Почувствовав свою власть, этот представитель пролетариата устремился к богатой жизни. Для достижения материального благополучия он выбрал способ попроще и женился на дочери нэпманов Эльзевире Ренесанс.

Его учителем на этом переходном этапе из рабочих в мещане стал Олег Баян. Под его чутким руководством Ваня Присыпкин становится Пьером Скрипкиным. Он учится танцевать, модно одеваться, на свадьбу приглашает не своих товарищей из рабочих, а почетных гостей из комитета. Его потуги быть импозантным, современным выглядят комично. Желание иметь больше билетов государственного займа заставляет Скрипкина расстаться с партбилетом. Грош цена убеждениям этого человека, его преданность партии на деле становится пустым звуком. Красивая одежда, вкусная еда, приятное обхождение – вот за что он боролся.

В комедии можно выделить два плана бытовой и фантастический. Начало пьесы, завязка происходит в современной Маяковскому действительности, затем действие переносится в будущее. Во время свадебного торжества происходит пожар, все гости погибли. Скрипкин находился в этот момент в подвале, пожарные его не нашли, и он там замерз, обнаружили его только через пятьдесят лет.


Жизнь в обществе будущего строится на демократических основах, все в стране решают народным голосованием. В то же время люди не могут распоряжаться своей личной жизнью, они подчиняются воле общества. Все ведут здоровый образ жизни, искусство для искусства перестало существовать, все имеет практическую пользу. Даже любовь нужна для того, чтобы строить дома и рожать детей. В стране произошел научно-технический прогресс, что отразилось на жизни людей и на дизайне помещений.

Новые технологии позволили разморозить и воскресить Присыпкина, но он со своими вредными привычками непонятен обществу будущего. В короткие сроки гость из прошлого развел вокруг себя грязь, пьянство, праздность. Ученые испугались, что зараза распространится. Вместе с размороженным клопом их посадили в клетку в зоосаде как двух «поразительных паразитов».

Первая часть пьесы представляет собой бытовую трагикомедию, в которой можно отметить превосходные речевые характеристики действующих лиц. Для Маяковского театр «не отражающее зеркало, а увеличительное стекло». Если в первой части автор показывает процесс перерождения рабочего в мещанина, то задача второй части усилить контрастность, обнажить отрицательную сущность явления.

Финальную сцену часто сравнивают со сценой из «Ревизора», когда городничий восклицает: «Над собой смеетесь!» Так же и слова Присыпкина «Что же я один в клетке? Пожалуйте ко мне!», обращенные к зрителям, заставляют задуматься над собой и своим окружением. А не завелось ли мещанство среди нас? «Эта сатирическая кульминация увенчивала великолепный разоблачительный пафос всей комедии», – пишет Перцов В.О.

Уже почти сто лет комедия не сходит со сцен театров. Проблема мещанства остается актуальной, делая произведение Маяковского современным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Присыпкина в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Эльзевиры Ренесанс в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Зои Берёзкиной в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Олега Баяна в пьесе Маяковского «Клоп»