Анализ поэмы Рождественского «Реквием»


1. История создания произведения.

Поэма «Реквием» была особенно дорога ее автору, Роберту Рождественскому. Об истории создания произведения поэт рассказывал так: перед ним на столе долгие годы лежала старая фотография, запечатлевшая шестерых молодых и красивых юношей. Это не просто незнакомые парни – это братья его матери. Когда началась война, младшему из них едва исполнилось восемнадцать лет. Они все шестеро сразу, в 1941 году, ушли на фронт. А вернулся только один. Пятеро остались на полях сражений. Они ничего не успели в этой жизни, лишь только стали солдатами. Недолюбили, недопели, погибли… Рождественский писал свою поэму, в первую очередь, для них, для шестерых своих дядек, глядевших на него со старой фотографии. Он был в неоплатном долгу перед ними.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Произведение Роберта Рождественского «Реквием» является поэмой. Причисляя его к этому жанру, можно отметить следующие характерные черты:

- большое стихотворное произведение;
- изображение значительного события и сильных характеров;
- повествование сопровождается авторскими размышлениями.

3. Название произведения и его смысл.

Традиционно реквием – музыкальное произведение, посвященное усопшим. Поэт адресует свою поэму живым, но акцентирует внимание на подвиге солдат, погибших в Великой отечественной войне. Темой произведения и продиктовано такое его название. Перед нами героическая поэма, реквием особого рода.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в поэме Роберта Рождественского «Реквием» ведется от лица автора. В этом произведении поэт постоянно употребляет такие местоимения, как «мы, нас, наш, нам», что позволяет сделать вывод о том, что автор говорит не только от своего имени, но и от имени всего военного поколения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Поэма «Реквием» - произведение о тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой потомков, кто уже никогда не сможет пройти по родной земле, не почувствует аромат цветущей черешни, не услышит веселое щебетание птах. Поэт в строках своей поэмы поднимает проблему памяти, призывает быть достойными подвига солдат той страшной войны, закончившейся в сорок пятом. Во фразе «Памяти павших будьте достойны!» заключена вся суть этого произведения.

Произведение Рождественского, изданное в 1960 году, вызывает в читателях чувство гордости за тех, кто пал на полях сражений, кто, не сомневаясь ни секунды, шел в бой, защищая родные земли, отчий дом, свою семью. Солдаты, теперь уже безымянные воины, отдавали жизни во имя Отчизны. Рождественский подчеркивает и эту мысль в своей поэме: «Самое лучшее и дорогое – Родина».


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет произведения представляет собой смену разных голосов. Сначала мы слышим мужественное, но в то же время наполненное болью и горечью завещание павших в Великой отечественной войне, сменяет его обращение к черному могильному камню, потом к оранжевому солнцу, а последней звучит настоящая клятва живущих. Все вместе сливаются они в единый голос сердца, переживающего последствия войны и не способного выбросить ее из памяти.

Ключевыми эпизодами можно считать первую и последнюю главы. В первой поэт славит героев, почивших вечным сном. В последней главе призывает к совести человечества, живущего в мирное время.

7. Система образов произведения.

В систему образов этого произведения следует включить автора, который будто вещает с трибуны: «Помните!». А также убиенных солдат, чьим подвигом восхищается Рождественский. Им больше никогда не увидеть красот родной земли, но как бы ни было горько, они передают нам, современному поколению, эту эстафету – дожить и доделать то, что они не доделали.

8. Композиция произведения.

Композиция произведения имеет ряд особенностей. Поэма разделена на маленькие главки, общее число которых – десять.

В каждой из этих частей мы можем наблюдать композиционный прием, характерный для лирики Маяковского, - лесенку. Графическое выделение строк и подстрочий дается здесь не случайно: оно позволяет сделать акцент на самых необходимых словах. Именно они несут смысловую нагрузку.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Из художественных приемов можно отметить эпитеты. Они не так частотны в тексте поэме, но запоминаются надолго. В качестве примера можно привести эпитеты «молчаливое надгробье», «трепетная весна». Встречаются и традиционные – «солнце красное», «белый свет».

На уровне синтаксиса текст пестрит риторическими восклицаниями и вопросами, на которые ответ дан давным-давно.

Еще одной особенностью поэмы стало большое число повторов. они придают тексту произведения торжественности, стремительного движения вперед.

10. Отзыв о произведении.

Поэма Роберта Рождественского «Реквием» не может оставить равнодушным никого. В очередной раз читая эти строки, которые каждый год звучат с трибун на митингах девятого мая, я пытаюсь сдержать невольные слезы. Мы помним солдат, отдавших за нас жизнь. Мы по достоинству оцениваем тот подвиг, который они совершили.

Особенной грустью и болью наполнены строки, в которых Рождественский подчеркивает невозможность солдат еще раз увидеть родную землю, послушать пение птиц, вдохнуть волнующие весенние ароматы. Но мы будем жить за них! Мы построим светлое будущее! Во имя их жертвы, в память о них.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Рождественского «Реквием»
  • «Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!» (по поэме Рождественского «Реквием»)
  • Подвиг погибших солдат в поэме Рождественского «Реквием»
  • Проблема памяти в поэме Рождественского «Реквием»